-
Название:Басмачество: правда истории и вымысел фальсификаторов
-
Автор:Александр Израилевич Зевелев
-
Жанр:Военные
-
Страниц:77
Краткое описание книги
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
А. И. Зевелев, Ю. А. Поляков, Л. В. Шишкина
Басмачество: правда истории и вымысел фальсификаторов
Редакции исторической литературы
Рецензенты:
доктор исторических наук В. М. Устинов, кандидат исторических наук Ю. И. Игрицкий
в скане бумажного издания отсутствуют страницы 100–101
Введение
Новое всегда вызывает сопротивление старого, которое никогда не покидает историческую сцену добровольно, без борьбы. Через преодоление сопротивления старого происходит развитие человеческого общества — таков закон истории. Революционные перемены в той или иной стране всегда вызывали ненависть и противодействие не только внутренней реакции, но и близких и дальних консервативных соседей. Социалистическая революция, ставящая целью не замену одного эксплуататорского класса другим (как было в буржуазных революциях), а ликвидацию власти эксплуататоров вообще, вызывает неизмеримо большее противодействие, чем другие революции. И в своем сопротивлении свергнутая контрреволюция одной страны получает всестороннюю поддержку международного империализма.
Правящие круги капиталистических стран, стремясь ликвидировать завоевания Октября, организовали в 1917–1922 гг. империалистическую интервенцию. Послав свои войска в Советскую Россию и всемерно поддержав сопротивление свергнутых Октябрьской революцией классов, они развязали долгую, кровопролитную войну, в результате которой Советская страна понесла тяжелые потери. Потребовался целый исторический период, занявший пять лет (1921–1925 гг.), для того чтобы ликвидировать ущерб, нанесенный интервентами и белогвардейцами.
При наличии общих закономерностей и характерных для всей страны черт вооруженной борьбы с интервентами и контрреволюционными силами в ряде регионов имелись существенные особенности. Несомненным является тот факт, что в большинстве окраинных районов эта борьба приняла более сложный и затяжной характер, нежели в центре. Это объясняется наряду с другими причинами прежде всего большими масштабами иностранного вмешательства. Именно в окраинных, близких к государственным границам районах иностранное вмешательство проявлялось особенно сильно.
Практически все сухопутные границы либо оказались под непосредственными ударами интервенционистских войск, либо являлись местами, где под иностранным прикрытием формировались контрреволюционные вооруженные силы, либо служили коммуникациями для транспортировки из-за рубежа оружия и боеприпасов.
Сказывались также обстоятельства социального порядка. Слабое по сравнению с центром промышленное развитие большинства окраинных районов, обусловливавшее малочисленность пролетариата и, огромное преобладание крестьянской массы, оказывало существенное влияние на расстановку классовых сил.
Во многих национальных районах активно действовали националистические или клерикально-националистические силы, что тормозило процесс перехода широких трудящихся масс на сторону революции.
Эти общие соображения полностью относятся к большому и своеобразному среднеазиатскому региону, расположенному на юго-восточных рубежах Советской страны.
Вооруженная борьба с империалистической интервенцией и внутренней контрреволюцией в Средней Азии — сложный и многогранный процесс. Он включает в себя военные действия непосредственно против иностранных (английских) войск, оккупировавших территорию Туркмении, вооруженную борьбу против белогвардейских (в том числе белоказачьих) войск, наступавших на Советский Туркестан с разных сторон, и против басмаческих отрядов, действовавших в большинстве районов Средней Азии. Басмачество и ликвидация его — не изолированные явления, а составная часть гражданской войны в стране и регионе. Сущность басмачества может быть раскрыта лишь в общем процессе изучения расстановки классовых сил и особенностей классовой борьбы в Средней Азии.
После Октябрьской революции, когда миллионные массы узбеков, таджиков, туркмен, киргизов, казахов, каракалпаков и других народов и народностей Средней Азии с помощью русских братьев взяли власть в свои руки и начали строительство новой жизни, басмачество стало формой борьбы свергнутых эксплуататоров против власти трудового народа.
Феодальная и родо-племенная верхушка, реакционная часть мусульманского духовенства, нарождавшаяся в Средней Азии национальная буржуазия — вот кто организовывал и направлял деятельность басмаческих отрядов внутри страны.
Басмаческие главари выступали с открыто контрреволюционными лозунгами, ставя своей задачей свержение Советской власти, восстановление господства эксплуататоров в Средней Азии, отрыв ее от Советской России.
Басмачество носило ярко выраженный националистический характер, выступая под антирусскими лозунгами, разжигая вражду к русским людям, ко всему русскому. Одновременно сеялась рознь и вражда между различными народами Средней Азии. Националистическая пропаганда переплеталась с широким использованием религиозных предрассудков. Являясь частью гражданской войны, басмачество стало самым острым оружием классовой борьбы в Средней Азии. Оно неизбежно смыкалось с общероссийской контрреволюцией. Басмаческие банды устанавливали контакты и вели совместные действия с русскими белогвардейцами.
Недостаточно сказать, что басмачи как враги революции, социализма, прогресса пользовались полной поддержкой международного империализма, реакционных сил в сопредельных странах. Можно с полным основанием подчеркнуть, что международный империализм явился побудителем и непосредственным организатором басмачества извне. Интересы англо-американского капитала совпадали здесь с целями свергнутых революцией эксплуататорских классов.
Английские и американские агенты, действовавшие на территории соседних государств, щедро снабжали басмачей оружием, боеприпасами, деньгами. Некоторые из этих агентов, проникая в наши пределы, принимали непосредственное участие в формировании басмаческих отрядов. Через горные перевалы, через выжженные солнцем пустыни шли верблюжьи караваны из-за кордона. В тяжелых тюках были упакованы винтовки, пулеметы, ящики с патронами.
Реакционные круги Афганистана, Ирана, Китая, Турции также не остались в стороне. Они активно поддерживали басмачей. Потерпевшие поражение басмаческие банды уходили на их сопредельную территорию и, накопив силы, снова вторгались на Советскую землю.
Действия басмачей сопровождались жестоким террором, принимавшим изуверские формы. Путь басмаческих банд был отмечен массовыми расправами с населением, изощренными пытками и казнями. Тысячи коммунистов и комсомольцев, сельских и городских активистов, девушек, осмелившихся сбросить паранджу, юношей, решивших обучаться грамоте, приняли мученическую смерть от рук бандитов.
Поджоги промышленных предприятий, складов, варварские разрушения железнодорожных станций, мирных селений, ирригационных сооружений, грабежи, угон скота — все это привело к катастрофическому падению производительных сил в Средней Азии.
Борьба против басмачества — драматическая, ожесточенная, напряженная — потребовала немалых усилий и жертв со стороны советского народа. Эта борьба с полным правом может быть отнесена к числу героических страниц нашей истории. Она содержит множество примеров мужества, стойкости, воинской доблести советских бойцов и командиров, самоотверженности и преданности идеям революции простых людей всех национальностей, беззаветно отстаивавших правое дело.
Активность трудящихся масс Средней Азии, которые преодолевали вековую отсталость, освобождались от религиозного дурмана, отбрасывали демагогические националистические лозунги баев и их прислужников, явилась одним из решающих факторов разгрома басмачества. Но борьба с басмачами проходила не только там, где раздавались выстрелы и звенели клинки. Успех ее обеспечивался и повседневной деятельностью руководимых коммунистами трудящихся Средней Азии по укреплению советской национальной государственности, последовательным проведением революционных социально-экономических преобразований, мероприятий по восстановлению и развитию народного хозяйства, повышению культурного уровня народа. Мракобесию и изуверству басмачей была противопоставлена верность высоким идеям социализма, прогресса; темноте и невежеству — политическая сознательность; насилию и жестокости — социалистический гуманизм, включавший в себя и стремление помочь колеблющимся, ошибающимся элементам, и пролетарскую твердость по отношению