Anthro-Vision - Gillian Tett
Gillian Tett
Разная литература
Читать книгу
Читать электронную книги Anthro-Vision - Gillian Tett можно лишь в ознакомительных целях, после ознакомления, рекомендуем вам приобрести платную версию книги, уважайте труд авторов!

Краткое описание книги

отсутствует

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 68
Перейти на страницу:

Джиллиан Тетт

«Антропо-видение. Как антропология может

объяснить бизнес и жизнь»

 

 

@importknig

 

 

Перевод этой книги подготовлен сообществом "Книжный импорт".

 

Каждые несколько дней в нём выходят любительские переводы новых зарубежных книг в жанре non-fiction, которые скорее всего никогда не будут официально изданы в России.

 

Все переводы распространяются бесплатно и в ознакомительных целях среди подписчиков сообщества.

 

Подпишитесь на нас в Telegram: https://t.me/importknig

 

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ

Часть 1. ПРЕВРАЩЕНИЕ "СТРАННОГО" В ПРИВЫЧНОЕ

Глава 1. Культурный шок

Глава 2. Грузовые культы

Глава 3. Заражение

Часть 2. ПРЕВРАЩЕНИЕ "ЗНАКОМОГО" В НЕЗНАКОМОЕ

Глава 4. Финансовый кризис

Глава 5. Корпоративный конфликт

Глава 6. Странные западники

Часть 3. ПРИСЛУШИВАНИЕ К СОЦИАЛЬНОМУ МОЛЧАНИЮ

Глава 7. "По-взрослому"

Глава 8. Cambridge Analytica

Глава 9. WFH, или зачем нужен офис?

Глава 10. Моральные деньги

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Письмо к антропологам

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Я сидел в унылом номере советской гостиницы в мае 1992 года. За окнами грохотали выстрелы. Через комнату, на кровати с грязным коричневым одеялом, сидел Маркус Уоррен, британский журналист. Мы были заперты в гостинице уже несколько часов, пока на улицах Душанбе, столицы Таджикистана, шли бои. Мы не знали, сколько человек погибло.

"Что ты делал в Таджикистане до этого?" спросил меня Маркус, когда мы нервно прислушивались к боевым действиям. Еще год назад эта горная страна, граничащая с Афганистаном, казалась постоянной и мирной частью Советского Союза. Но в августе 1991 года советский режим рухнул. Этот распад привел страну к независимости и вызвал гражданскую войну. Мы с Маркусом были там в качестве репортеров, соответственно для Daily Telegraph и Financial Times.

Но моя биография была странной. До прихода в Financial Times я работал в Таджикистане, проводя исследования для получения степени доктора философии в области антропологии, этой часто игнорируемой (а иногда и высмеиваемой) отрасли социальных наук, изучающей культуру и общество. Как и многие другие поколения антропологов, я занимался полевой работой, что означало погружение в высокогорный кишлак, расположенный в трех часах езды на автобусе от Душанбе. Я жил в семье. Целью было стать "инсайдером-аутсайдером", наблюдать за советскими жителями вблизи и изучать их "культуру" в смысле их ритуалов, ценностей, социальных моделей и семиотических кодов. Я исследовал такие вопросы, как: Чему они доверяли? Как они определяют семью? Что означает "ислам"? Как они относятся к коммунизму? Что определяет экономическую ценность? Как они организовывали свое пространство? Короче говоря, что значило быть человеком в советском Таджикистане?

"Так что именно ты изучал? спросил Маркус.

"Брачные ритуалы", - ответил я.

"Брачные ритуалы!" взорвался Маркус, охрипнув от усталости. "Какой в этом, черт возьми, смысл?" Его вопрос скрывал более серьезную проблему: Зачем кому-то ехать в горную страну, которая кажется западному человеку странной, и погружаться в чужую культуру, чтобы изучать ее? Я понимал его реакцию. Как я позже признался в своей докторской диссертации: "В условиях, когда на улицах Душанбе умирали люди, изучение брачных ритуалов звучало экзотично, если не сказать неуместно".

Цель этой книги проста: ответить на вопрос Маркуса и показать, что идеи, исходящие от дисциплины, которая, как многие ошибочно полагают, изучает только "экзотику", жизненно важны для современного мира. Причина в том, что антропология - это интеллектуальная основа, позволяющая заглянуть за угол, увидеть то, что скрыто от посторонних глаз, проникнуться сочувствием к другим людям и по-новому взглянуть на проблемы. Сейчас, когда мы сталкиваемся с изменением климата, пандемиями, расизмом, разгулом социальных сетей, искусственным интеллектом, финансовыми потрясениями и политическими конфликтами, эта основа необходима как никогда. Я знаю это по своей собственной карьере: как рассказывается в этой книге, после того как я покинул Таджикистан, я работал журналистом и использовал свои знания в области антропологии, чтобы предвидеть и понять финансовый кризис 2008 года, приход к власти Дональда Трампа, пандемию 2020 года, всплеск устойчивого инвестирования и цифровую экономику. Но эта книга также объясняет, чем антропология полезна (и была полезна) для руководителей предприятий, инвесторов, политиков, экономистов, технарей, финансистов, врачей, юристов и бухгалтеров (да, действительно). Эти идеи одинаково полезны как при работе со складом Amazon, так и в джунглях Amazon.

Почему? Многие инструменты, с помощью которых мы ориентируемся в мире, просто не работают должным образом. В последние годы мы видим, что экономические прогнозы не оправдываются, политические опросы оказываются неверными, финансовые модели терпят крах, технологические инновации оказываются опасными, а потребительские опросы вводят в заблуждение. Эти проблемы возникли не потому, что эти инструменты неверны или бесполезны. Это не так. Проблема заключается в том, что такие инструменты неполны, они используются без учета культуры и контекста, создаются с чувством туннельного видения и строятся в предположении, что мир может быть аккуратно ограничен или охвачен одним набором параметров. Это может хорошо работать, когда мир настолько стабилен, что прошлое является хорошим ориентиром для будущего. Но это не так, когда мы живем в мире текучки, или, как говорят западные военные эксперты, "VUCA", что означает "изменчивость, неопределенность, сложность и неоднозначность". И не тогда, когда мы сталкиваемся с "черными лебедями" (по выражению Нассима Николаса Талеба), "радикальной неопределенностью" (по выражению экономистов Мервина Кинга и Джона Кея) и "неизведанным" будущим (по выражению Маргарет Хеффернан).

Или, говоря иначе, пытаться ориентироваться в мире XXI века только с помощью инструментов, разработанных в XX веке, таких как жесткие экономические модели, - это все равно что идти ночью по темному лесу с компасом, глядя только на циферблат. Ваш компас может быть технически совершенным и подсказывать вам, куда целиться. Но если вы будете смотреть только на циферблат, то можете налететь на дерево. Туннельное зрение смертельно опасно. Нам необходимо боковое зрение. Именно это может дать антропология: антро-зрение.

Эта книга предлагает обширные идеи о том, как обрести антроповидение, используя личные и сторонние истории, которые исследуют такие вопросы, как: Зачем нам нужны офисы? Почему инвесторы неверно оценивают риски? Что важно для современного потребителя? Чему экономисты должны научиться у Cambridge Analytica? Что движет "зеленым" финансированием? Как правительства должны строить лучше? Как культура взаимодействует с компьютерами? Однако прежде чем погрузиться в детали, необходимо уяснить три основных принципа антропологического мышления, которые являются наиболее важными и определяют структуру данной книги. Первая идея заключается в том, что в эпоху глобального заражения нам крайне необходимо воспитывать в себе способность сопереживать незнакомым людям и ценить разнообразие. Антропологи являются экспертами в этом вопросе, поскольку эта дисциплина

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 68
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?