-
Название:Творения. Том первый. ТВОРЕНИЯ АПОЛОГЕТИЧЕСКИЕ. ДОГМАТИКО-ПОЛЕМИЧЕСКИЕ. ИСТОРИКО-ПОЛЕМИЧЕСКИЕ
-
Автор:Емец
-
Жанр:Разная литература
-
Страниц:343
Краткое описание книги
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Предисловие к первому тому Творений святителя Афанасия Великого
Вниманию читателей серии «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе» (сокращенно – ПСТСО) предлагается первый том Творений святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (восьмой том серии), содержащий в себе Творения апологетические, догматико-полемические и историко-полемические.
Свт. Григорий Богослов в своем «Похвальном слове св. Афанасию» провозглашал: «Хваля Афанасия, буду хвалить добродетель, ибо одно и то же – наименовать Афанасия и восхвалить добродетель, потому что все добродетели в совокупности он в себе имел или, справедливее сказать, имеет, так как перед Богом живы все, жившие по Богу, хотя и преселились они отселе; почему Бог и называется Богом Авраамовым, Исааковым и Иаковлевым, как Бог не мертвых, но живых (Мф. 22:32)»;[1] преподобный же Косьма говорил так: «Если встретится тебе слово святого Афанасия и не будешь иметь, на чем его записать, запиши его на своей одежде».[2]
«Столп был еси Православия, Божественными догматы подтверждая Церковь, священноначальниче Афанасие, Отцу бо Сына Единосущна проповедав, посрамил еси Ария. Отче преподобне, Христа Бога моли даровати нам велию милость», – возносит хвалу в тропаре свт. Афанасию Церковь за его деятельность и подвиги.
И действительно, среди различных заслуг свт. Афанасия, помимо личной добродетели, на которую указал св. Григорий Богослов, Церковь выделяет две (они-то и отражены в тексте вышеприведенного тропаря): во-первых, свт. Афанасий выразил православный догмат о Святой Троице, и более четко, нежели его православные предшественники, и во-вторых, он упорно и в течение многих лет защищал этот догмат от его противников – ариан, которых было немало как среди представителей церковной иерархии, так и среди государственных лиц, вплоть до высших – императоров. «Выступление Ария взволновало всю Церковь. Наиболее достойного противника и обличителя Арий встретил в лице Афанасия – восточного святого отца Церкви».[3] Эта защита принесла епископу Александрийскому множество скорбей и опасностей, но во всех испытаниях святитель показал себя человеком великой веры, подвижником, замечательным богословом, стойким борцом за правую веру, мудрым администратором и тонким церковным дипломатом. Как писал известный отечественный церковный ученый, «св. Афанасий – великий отец Церкви, неустанный защитник православного исповедания веры, признанный “отцом Православия”... проницательный, непреклонный, воодушевленный вождь православных. Он был одной из тех сильных натур, которые не ищут борьбы, но никогда и не уклоняются от нее. Он ясно проникал в тенденции своих противников и понимал, за что он страдал, и этим побеждал».[4] А прот. Иоанн Мейендорф говорил, «что святитель Афанасий был чрезвычайно привлекательным человеком, мужественным и неутомимым, настоящим христианским героем».[5] Таким запечатлела Церковь этого святого в своих похвалах.
Биографические сведения о св. Афанасии из внешних источников не очень многочисленны.[6] Однако в его подчас отвлеченном богословии можно увидеть черты личности автора. Сами произведения, написанные в разные годы, отражают становление свт. Афанасия и как человека, и как святого. И хотя в наибольшей степени личность автора отражена в посланиях (которых достаточно много у св. Афанасия, и они войдут во второй том его творений в нашем издании), тем не менее важные черты ее отразились и в произведениях, представленных в данном томе (в особенности в творениях историко-полемических).
И. Кастен, оценивая литературное творчество свт. Афанасия, пишет: «Удивительно, что, несмотря на все лишения и изгнания, а также бурную практическую деятельность, свт. Афанасий нашел время для написания большого числа литературных произведений. При этом большая часть его творений непосредственно связана с защитой им Никейской веры. Свт. Афанасий не являет собой кабинетного ученого, но его знание Писания, мастерство дискуссии и глубина суждений неизменно вызывали восхищение у всех последующих поколений».[7] По справедливому замечанию К. Е. Скурата, «правда, святой Афанасий не был богословом-систематиком, среди его творений нет ни одного, в котором он дал бы обобщающий синтез своих богословских идей, порядок и последовательность их изложения определяются в первую очередь потребностями его полемики против арианства. Творения его являются замечательным памятником этой самоотверженной борьбы против лжеучения Ария».[8]
Данный том включает следующие творения свт. Афанасия.
В первый раздел входят Творения апологетические. В числе Творений апологетических – «Слово против язычников» и «Слово о Вочеловечении Бога Слова и явлении Его нам в теле» (чаще известное как «Слово о Воплощении Бога Слова и пришествии Его к нам во плоти») (с. 53–155). Первое Слово представляет собой классическую апологию в духе раннехристианских апологетов II–III веков, таких как св. Иустин Философ, свт. Феофил Антиохийский, Афинагор Афинский, Климент Александрийский и др. По сути эти Слова – два полноценных и законченных трактата, но в рукописях они находятся нередко вместе, как две части одного произведения, да и по замыслу данные сочинения дополняют друг друга, поэтому их можно рассматривать как своего рода богословский «диптих». Различие лишь в степени «громкости» звучащих тем: в первом произведении отчетливее звучит тема ложности язычества как в целом, так и в его частных моментах, а во втором – тема истинности христианства и защиты христианства от нападок со стороны еретиков, язычников и иудеев. Отметим признаки молодой порывистости и максимализма здесь у свт. Афанасия. Исследователи сходятся во мнении, что эти два сочинения – самые ранние и были созданы около 318 года,[9] когда святому было немногим более 20-25 лет и он еще не был епископом, то есть до начала арианских споров; следов полемики с арианами здесь нет. Творения же, написанные в период этих споров, несут печать напряженной борьбы с еретиками. Чисто стилистические недостатки, например нередкие повторы и порой некоторая логическая непоследовательность, «прерывистость» в изложении весьма сложного учения, искупаются выразительностью языка и бессмертными богословскими идеями, которые рождает богопросвещенный ум молодого подвижника и будущего архиерея. Профессор МДА св. мч. Иоанн Попов называл эти Слова «самыми ранними, юношескими его произведениями».[10] По словам Н. И. Сагарды, вследствие своей молодости «свт. Афанасий... недавно закончив свое образование, естественно, в первых своих произведениях, предназначенных для язычников, в изобилии применяет свои познания в философии Платона, а также в других философских системах, в наблюдениях над законами природы, в произведениях Гомера и облекает свои мысли в школьно-риторическую форму, чего не наблюдается в позднейших произведениях его».[11] Главными идеями «Слова о Вочеловечении» являются учение о спасении как обожении и о роли Бога Слова в Искуплении человека, о даровании Христом нетления и бессмертия человеческому роду.
Во втором разделе представлены Творения догматико-полемические.