-
Название:Григорий Андреевич Лишин - композитор, поэт, переводчик
-
Автор:Любовь Михайловна Золотницкая
-
Жанр:Разная литература
-
Страниц:16
Краткое описание книги
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Л. ЗОЛОТНИЦКАЯ
Григорий Андреевич Лишин
Издательство «Союз художников»
Санкт-Петербург
2007
ББК 85.313(3)
Зол 79
Издание выпущено при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга
Л. Золотницкая.
Григорий Андреевич Лишин — композитор, поэт, переводчик. - СПб.; Издательство «Союз художников», 2007, - 104 с., илл.
Издательство выражает благодарность профессору Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова А. К. Кенигсберг, библиографу РНБ М. В. Сусловой и сотруднице Городского гериатрического центра Т. К Кудрявцевой за помощь в подготовке данной публикации.
ISBN 978-5-8128-0073-4
© Издательство «Союз художников», 2007
© Л. Золотницкая, 2007
© Е. Гросман, оформление, 2007
Григорий Андреевич Лишин. КОМПОЗИТОР. ПОЭТ. ПЕРЕВОДЧИК
Манечка вызывается к пианино, но она не в духе, она боится злоупотреблять голосом - ей запретил ее профессор петь по вечерам. Наконец, уступая тайному чувству честолюбия, она, как будто бы нехотя, соглашается и поет что-нибудь из Чайковского или Лишина.
А.И. Куприн. Киевские типы: «Будущая Патти»
«Чайковского или Лишина» — что за странное сочетание имен! Великое, всемирно популярное и — ныне практически забытое.... Между тем в 1895 г., когда Куприн писал эти строки, имя Лишина отнюдь не нуждалось в комментариях: его стихи, переводы, романсы, оперы, мелодекламации, дирижерская и критическая деятельность были известны каждому российскому любителю музыки. По словам критика М. М. Иванова, он «... редкая по даровитости и художественности натура, разбрасывающаяся как большинство русских талантов и поэтому не достигшая цели, не сделавшая того, что все были вправе ожидать от нее»[1]. Обладая живым, нетерпеливым нравом, Лишин действительно не мог подолгу сосредоточиваться ни на одном из своих многочисленных увлечений, однако же в каждом из них оставил заметный след.
Для реконструкции его творческого пути в данной работе впервые в научный обиход введены многочисленные рукописные материалы и публикации прессы XIX в.[2] Все даты приводятся по старому стилю.
* * *
Дворянский род Лишиных известен с середины XVII в. Почти все его представители связали свою жизнь с военным поприщем. В частности, отец нашего героя, Андрей Федорович Лишин (1801—1898) учился в Петербурге в Школе гвардейских подпрапорщиков (где его соучеником был М. Ю. Лермонтов[3]), затем дослужился до звания генерал-лейтенанта и поста директора Строительного училища при Главном управлении путей сообщения и публичных зданий; он прославился созданием действующих моделей железнодорожных мостов и некоего аппарата для спасения утопающих[4]. Происхождение матери Лишина, в девичестве Констанции Ивановны Константиновой (1814-1872), весьма романтично. Она была дочерью Великого Князя Константина Павловича и французской певицы Клары-Анны де Лоран (по другим сведениям, Лоренц или Лоренс). Констанцию, как и ее брата Константина, записали воспитанниками князя И. А. Голицына (адъютанта Константина Павловича); впрочем дети жили в Варшаве во дворце своего отца. Констанция брала уроки фортепиано у юного Ф. Шопена (кажется, между ними даже возникло романтическое чувство), занималась вокалом — в наследство от матери-певицы ей достался хороший голос. В 1830 г., в 16-летнем возрасте, она обвенчалась с А. Ф. Лиши-ным[5]. Супруги обосновались в Петербурге, в доме на углу Загородного проспекта и Госпитальной (ньше Бронницкой) улицы, принадлежащем домовладелице М. Я. де Витте[6]. Все семеро сыновей этой пары, таким образом, по линии матери являлись праправнуками самой Екатерины II. Связь с императорской фамилией подчеркивалась портретом Великого Князя Константина Павловича, висевшим в квартире Лишиных на видном месте. Шестеро старших сыновей избрали военную карьеру и имели, как и отец, генеральские чины[7].
Герб дворянского рода Лишиных
Младший сын Лишиных, Григорий, родился 23 апреля 1854 г.[8] Ввиду слабого здоровья он не посещал гимназию и несколько лет обучался на дому; по той же причине о военной стезе в его отношении речь не шла. Особое внимание в его образовании отводилось иностранным языкам: французским и итальянским он с малых лет владел, как русским, хорошо знал немецкий и умилял гостей прочувствованной декламацией на языке оригинала отрывков из сочинений иностранных авторов. С музыкой Григория познакомила мать; затем он был передан заботам других петербургских педагогов[9].
В 1867 г. Лишин поступил в петербургское Училище Правоведения[10]. Как известно, культурная жизнь этого учебного заведения была весьма разнообразной. Стараниями попечителя, принца П.Г. Ольденбургского, воспитанники имели возможность продолжать занятия на музыкальных инструментах, которыми владели до поступления в Училище, и осваивать новые; их регулярно приглашали на изысканные представления во дворец Ольденбургского и в Итальянскую оперу, привлекали к участию в хоре. Не случайно такие выпускники как Серов, Стасов, Чайковский, без особой симпатии изучавшие собственно юридические дисциплины, смогли развить здесь именно музыкальные склонности[11]. И Лишин, продолжая совершенствоваться в игре на фортепиано у прославленного немецкого виртуоза А. Гензельта, освоил за годы учебы альтгорн и корнет, а гармонией и композицией занимался с консерваторским педагогом Н. Ф. Соловьевым. Последний, правда, имел не самую хорошую репутацию в музыкальных кругах[12], но к занятиям с Лишиным относился добросовестно и как-то, расчувствовавшись, даже изрек: «Если бы ты знал хотя бы половину моего, то был бы во сто раз больше меня»[13]. Сам же Лишин с первой встречи и навсегда был ослеплен личностью Соловьева и поверял ему все свои чаяния. Постепенно Григорий набирал музыкантский профессионализм. Серьезную будущность юному правоведу предсказал А.С. Даргомыжский, услышавший как на одном из любительских вечеров он исполнял фортепианную сонату Л. Маурера[14]. А в доме директора консерватории М. П. Азанчевского 15-летнему Грише довелось познакомиться с П. И. Чайковским (впрочем, тогда еще мало кому известным начинающим композитором): в его присутствии Лишин импровизировал на фортепиано, бойко проаккомпанировал с листа Л. Ауэру в скрипичном переложении одного из «Венгерских танцев» Брамса и вызвал всеобщие улыбки, отстаивая «огромный талант» Оффенбаха и Лекока. Он действительно очень увлекался опереттой: часто посещал спектакли с участием прославленной А. Жюдик, подружился с «королем куплетистов» И. И. Монаховым[15]. Весной 1875 г. в звании коллежского секретаря Лишин окончил Училище Правоведения и получил назначение в харьковский Окружной суд[16]. Между тем к этому времени он был уже вполне сложившимся музыкантом: в композиторском багаже имелся клавир комической оперы «Граф Нулин», сатирические куплеты, популяризируемые Монаховым, романсы, исполнявшиеся другим его приятелем - видным оперным певцом Б. Б. Корсовым, а игра Лишина