-
Название:Сага о колее
-
Автор:Дмитрий Зиновьев
-
Жанр:Разная литература
-
Страниц:3
Краткое описание книги
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Дмитрий Зиновьев
САГА О КОЛЕЕ
Трехниточная колея 1435/914 мм, железная дорога East Broad Tor в Пенсильвании (США). Фото автора, 2000 г.
Каждый, кому приходилось хоть раз пересекать западную границу бывшего СССР, не мог не обратить внимание на процедуру смены колесных пар. Каждый вагон затаскивают на домкрат, поднимают, выкатывают из-под него «советские» тележки, закатывают под него «буржуйские» — и вот уже поезд продолжает свой путь по железной дороге другой колеи.
Что же такое «колея»? Книга «Техническая эксплуатация железных дорог», изданная в 1982 году, определяет ширину колеи как расстояние между внутренними гранями головок рельсов. Именно это расстояние следует измерять любителям «весей и глухоманей» при обнаружении железных дорог неизвестной колеи. Давайте разберемся, почему колеи бывают разными…
Откуда колея есть пошла?
В начале строительства железных дорог в XVIII–XIX вв. никакого стандарта ширины колеи, естественно, не было (как, впрочем, нет его и до сих пор). Железные дороги строили кто во что горазд. Так, первые декавилевские железные дороги во Франции имели ширину колеи 500 мм, а английская Grand Western Railway — 2140 мм! Необычайный разнобой возник в результате того, что у руководства каждой новой железной дороги были свои собственные представления о том, какой должна быть колея. Строительство и эксплуатация железных дорог узкой колеи обходились гораздо дешевле. Узкоколейки легко вписывались в сложный рельеф и в тесные городские кварталы. Но и у дорог широкой колеи были несомненные достоиства: они были более надежны, и пропускная способность у них была гораздо выше. По мере разрастания железнодорожной сети линии различных компаний стали потихоньку соединяться друг с другом, и тут обнаружилось, что перегрузка товаров из вагонов одной колеи в вагоны другой колеи обходится зачастую дороже, чем собственно перевозка. Пассажиры тоже были не в восторге от необходимости перехода из вагона в вагон. Возникла насущная необходимость найти «золотую середину» и прекратить царивший разнобой. «Золотых середин», к сожалению, оказалось несколько. А может, и не к сожалению? Ведь если бы на заре железнодорожной цивилизации магнаты договорились о единой колее, то вам, скорее всего, не пришлось бы читать эту статью.
По следам колесниц
Самой популярной на сегодняшний день колеей является так называемая «стефенсоновская» (она же «европейская», она же «стандартная») колея: 1435 мм, или в точности 4 фута и 8,5 дюймов. Общая протяженность линий стефенсоновской колеи оценочно составляет 720 тысяч километров — этого достаточно для того, чтобы 18 раз опоясать по экватору земной шар!
Как нетрудно догадаться из названия, обсуждаемая колея была впервые применена Джорджем Стефенсоном на его первой железной дороге, затем распространилась на большую часть Европы и, наконец, стала де-факто стандартом — причем не только в Европе, но и, например, в Северной Америке. Не могу не привести легенду, которая пытается объяснить, почему в качестве «золотой середины» была выбрана именно эта колея. Сразу предупрежу, что научная достоверность легенды находится под большим вопросом! Но уж очень она красивая.
Итак, перенесемся в 1825 год и попытаемся помочь Стефенсону в кратчайший срок закончить работу над «чудом техники XIX века». Уже существуют первые рельсовые дороги с гужевой тягой (в том числе Фроловская ж. д. в России!), поэтому поиск рельсов и шпал не представляет из себя особой проблемы. А вот с экипажем — загвоздочка… Не было еще в Англии, да и во всем мире, паровозов! Не было, и все тут… А время поджимает! И Стефенсон для ускорения процесса решает воспользоваться готовым решением — взять экипажную часть, или хотя бы ее основные узлы, от гужевых повозок. В число основных узлов, вероятно, попали и оси с расстоянием между колесами, равным 4 футам и 8,5 дюймам.
А почему же все повозки, брички, телеги, тарантасы и прочая выпускались в доброй старой Англии с осями одинаковой длины? Дело тут вовсе не в силе традиций, а в разбитых, веками наезженных английских дорогах, по которым могла проехать только повозка определенной колеи. Так сказать, «рельсы наизнанку».
Но дороги эти не появились в доброй старой Англии сами собой! Их построили римляне — большие любители капитальных сооружений. Они же были первыми пользователями мощеных дорог (по латыни — via strata, отсюда — автострада), и они же первыми довели эти дороги до «рельсоизнаночного» состояния. Довели своими боевыми колесницами.
Осталось ответить на последний вопрос: а чему же равнялась ширина стандартной римской боевой колесницы? Ну конечно! Ширине, прошу прощения, крепкого конского зада. Вот мы с вами и прошли по цепочке. И каждый раз, когда судьба занесет вас на железную дорогу стандартной колеи, не поленитесь и скажите «Спасибо!» суровым римским легионерам и их верным коням.
КАП, К. А. П., CAPE…
«Стефенсоновской» колее уступает по популярности так называемая «капская» колея — 1067 мм, или три с половиной фута, или половина русской сажени. Примерно 112 тысяч километров «капских» линий пересекают десятки стран по обе стороны экватора.[1]
История возникновения как самой капской колеи, так и ее названия, противоречива. С одной стороны, бытует мнение, что эта колея названа так в честь Капской провинции в Южной Африке, которая якобы впервые стала использовать означенную колею в промышленных масштабах. Альтернативная версия гласит, что К. А. П. есть не что иное, как инициалы Карла А. Филиса (Carl A. Philis), инженера, внедрившего колею шириной три с половиной фута на изолированных линиях в Северной Норвегии. Это отчасти объясняет происхождение названия, но не ширины! Ибо, согласно «Истории железнодорожного транспорта России» (С.-Пб., Москва, 1994), одна из первых российских железных дорог, построенная в 1806 г. П. К. Фроловым в Змеиногорске, имела именно такую колею!
Судьба капской колеи в России драматична. Зародившись в 1806 г., она надолго вышла из обращения, пока в 1871–1884 г. не были построены Архангельская и Новгородская дороги и мелкие промышленные и пассажирские ветки. В пределах Кулебакского завода полусаженная колея сохранилась и поныне.
А вот в 1945 году Советскому Союзу подвалило негаданное счастье: в результате разгрома Японии вся полусаженная железнодорожная сеть Южного Сахалина вместе со знаменитыми паровозами Д51 и дизель-поездами «Ки-Ха» вошла в состав МПС, где и пребывает до сих пор — а это ни много, ни мало, 1000 км!
Главные «вотчины» капской колеи на сегодняшний день — это Япония, Южная Африка и Австралия.
Мы — за метр!
Не следует думать, что ширина железнодорожной колеи обязательно измеряется в долях саженей, футов, и дюймах! Классический