-
Название:Симулятор безумия. Как Четвертая промышленная революция превратит Homo Sapiens в Homo Servus?
-
Автор:Вадим Юрьевич Панов
-
Жанр:Разная литература
-
Страниц:47
Краткое описание книги
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Вадим Панов
Симулятор безумия
Как Четвертая промышленная революция превратит Homo Sapiens в Homo Servus?
© Панов В.Ю., текст, 2023
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2023
* * *
Вадим Панов – писатель, автор популярных циклов «Тайный город», «Анклавы», «La Mystique De Moscou» и «Аркада».
«Читал книгу Вадима Панова в самолете – хватал ручки кресла и потел, как если бы нас трясло. Отечественный мэтр фантастики вполне смог в футурологию настолько, что западным мастерам нон-фикшен и не снилось. У Панова получилось так показать и грядущие взлёты человеческого интеллекта, и неизбежные пути падения, что веришь. Веришь и задумываешься. Отличнейший нонфик!»
Носороги – это результат естественной эволюции единорогов
Введение
Привычная реальность меняется каждую секунду: кому-то приходит в голову неожиданная идея, кто-то запускает стартап, кто-то наигрывает на пианино мелодию будущего хита или чертит контуры красивого и очень нужного моста. Благодаря развитию компьютерных технологий наши замыслы обрели невиданную прежде широту и скорость исполнения – от идеи продукта до его внедрения в производство проходят считаные месяцы или недели, а придуманная мелодия может «взорвать» Сеть за несколько часов, с лёгкостью отыскав поклонников на всех континентах. Мы научились создавать всё почти так же быстро, как мыслить, поэтому кажется, что наши мысли меняют мир. Именно мысли.
Впрочем, так оно и есть.
Ведь в основе всего нами созданного лежит Идея. Во всех предметах – начиная с молотка и заканчивая космической ракетой. Во всех концепциях – начиная с примитивной экономики и заканчивая сложнейшими государственными машинами. Мы думаем и создаём. Сначала в воображении, потом на практике.
Ведь всё, что мыслимо, – осуществимо.
Мы восхищаемся современными достижениями, но считаем обыденным факт их появления. Мы настолько привыкли к новому, что удивляемся, если нас долго не удивляют. А под «долго» мы понимаем всего лишь, например, неделю… Человеческий гений удобно устроился за рулём гоночного болида современных технологий и мчится вперёд с неимоверной скоростью. Мы исследуем геном, заставляем работать наночастицы, создаём прообразы искусственного интеллекта (ИИ), продумываем нейроинтерфейсы, доводим до совершенства роботов и даже отправили на Марс электромобиль. Почему? Потому что можем. Болид современных технологий несётся так быстро, что мы едва успеваем отмечать всё новое, что видим вокруг. И порой нам кажется, что каждое достижение, каждая технология, которую можно охарактеризовать «невероятной», безвозвратно меняет реальность. Но в действительности реальность уже изменилась, а удивляющие нас открытия и продукты есть логичное развитие современного мира – в его новом образе. Мы плавно вступили в цифровую эпоху и увлечённо раскладываем реальность на нули и единицы, на шекспировские «to be, or not to be». Мы обрели инструменты невиданной силы, открывшиеся перспективы наилучшим образом определяются словом «фантастические», а скорость, с которой эти перспективы становятся реальностью, даёт нам шанс увидеть то, о чём ещё в конце XX века рассказывали фантастические блокбастеры.
Мы сами не заметили, как оказались в будущем.
А наши дети в нём родились.
Но было бы ошибкой рассматривать будущее как нечто напоминающее телевизионный сериал: положенное время однажды наступило, продлилось и в заданный момент сменилось следующей серией. Наша реальность меняется постоянно, со скоростью новых идей и свершений, со скоростью шестьдесят секунд в минуту, неумолимо и неотвратимо. Новые знания порождают новые технологии, меняющие мир до неузнаваемости, учёные дарят нам новые возможности, открывающие путь к новым знаниям, знания – к технологиям, и это колесо будет вечным – как человеческий гений. Мир стал двоичным, но не остановился, и главное для нас – не остановиться самим, не поверить, что нет ничего важнее, чем жить «здесь и сейчас», потому что «сейчас» не существует. Никто из нас не живёт «сейчас» – мы мчимся вперёд со скоростью нашей реальности. И только в одну сторону – ведь время необратимо. Мы живём не сейчас, а вперёд, и поэтому не можем не думать о будущем, ведь будущее – это и есть жизнь. Всё, что происходит, что мы наблюдаем, о чём знаем, что обсуждаем и что создаём, делается ради будущего. Тот, кто это понимает, живёт, сметая все преграды настоящего.
Идея жизни – в будущем
Глядя на то, как изменился наш мир, мы просто не можем не задумываться над тем, что будет с обществом? С человеком? С нами? Как новый мир изменит нас? Как мы будем жить в эпоху, когда нынешние новинки окончательно займут своё место в слегка размытом привычном фоне? Когда они перестанут менять мир, а станут его частью. Не случится ли так, что этот фон всё размоет? Не получится ли, что инструменты, призванные сделать жизнь комфортнее, сделают нас ленивыми и лишат стремлений? Или, того хуже, превратят Homo sapiens в Homo servus? Можно поставить вопрос иначе: когда и как инструменты, призванные сделать нашу жизнь комфортнее, превратят Homo sapiens в Homo servus. Как далеко заведут нас цифровые технологии, что ждёт цивилизацию впереди – рабовладельческий строй, метавселенная равных возможностей или пикантный коктейль из обоих ингредиентов с примесью хаоса?
Каково место человека в этом коктейле? Мы станем оливкой? Кусочком лимона? Или нас будут смешивать и взбалтывать?
Доктор Клаус Шваб[1] назвал наступающую эпоху Четвёртой промышленной революцией, однако влияние современных технологий на планету столь велико, а перемены, которые они несут индустриям, социальным отношениям и даже политическому устройству, настолько значительны, что определение «промышленная» кажется суживающим грандиозность происходящего и объяснимо лишь известной скромностью доктора. Четвёртая революция перевернёт мир, не оставив без внимания ни один его уголок, ни одну сферу деятельности, затронет все индустрии и каждого из нас, достойно продолжит ряд грандиозных перемен в истории человечества и встанет в один ряд с Великой Французской, Великой Промышленной и Великой Русской революциями.
И я уверен, что историки будущего назовут её Великой.
Великая Четвёртая.
Она ведь цифровая, поэтому обойдёмся числом.
Также я уверен, что Великой её назовут историки ближайшего будущего, поскольку новое ближе, чем кажется. Четвёртая революция не одномоментна, она уже началась и будет длиться до победы. Неумолимо и неотвратимо. И необратимо, поскольку соберёт все накопленные знания и доведёт их до электронной отточенности, порождая уникальную связь цифрового и реального пространств, разорвать которую можно лишь разрушив до основания абсолютно всё. Наш мир станет принципиально иным – так почему не