litbaza книги онлайнВоенныеКрымские татары в Великой Отечественной войне - Владимир Евгеньевич Поляков
Крымские татары в Великой Отечественной войне - Владимир Евгеньевич Поляков
Владимир Евгеньевич Поляков
Военные / Разная литература
Читать книгу
Читать электронную книги Крымские татары в Великой Отечественной войне - Владимир Евгеньевич Поляков можно лишь в ознакомительных целях, после ознакомления, рекомендуем вам приобрести платную версию книги, уважайте труд авторов!

Краткое описание книги

В учебном пособии рассказывается об участии крымскотатарского народа в Великой Отечественной войне. Практически все впервые становится достоянием научной общественности. Названа общая численность крымских татар участвовавших в боевых действиях, в том числе и отдельно в партизанском движении Крыма. Проведён анализ наградной политики в отношении крымских татар с разбивкой по годам: 1941, 1942, 1943, 1944, 1945. Наглядно показано представительство крымских татар на командных и политических должностях: от уровня командира полка и выше, от комиссара полка и выше. Показана динамика и драматизм войны в её хронологической последовательности и участие крымских татар во всех значимых битвах и на всех фронтах. Показано количество крымских татар, награждённых медалями «За оборону…», «За освобождение…», «За взятие…»Предназначено для студентов, магистров, а также всех интересующихся военной историей.В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 55
Перейти на страницу:

Владимир Поляков

Крымские татары в Великой Отечественной войне. Учебное пособие

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым

Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова

Утверждено Ученым советом ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова Протокол № 7 от 27 декабря 2021 г.

Рецензенты:

Щевелев С.С. – доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и всеобщей истории исторического факультета института «Таврическая академия» КФУ им. В.И. Вернадского

Гуркин В.Г. – доктор культурологии, профессор Ульяновского государственного технического университета.

Автор: Поляков Владимир Евгеньевич – доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова.

© В.Е. Поляков, 2022

Введение

Основным источником информации является Обобщённый электронный банк данных (ОБД) «Мемориал» и сайт «Подвиг народа», созданный на базе подлинных документов Центрального архива министерства обороны Российской Федерации, а также Военно-Морского архива и Военно-Медицинского архивов. К сожалению, нет доступа к архиву пограничных войск НКВД, а также КГБ, где до 1944 года крымские татары были представлены достаточного широко.

К сожалению, самобытные имена и фамилии крымских татар постоянно искажались, порой до неузнаваемости. Приходилось сталкиваться с тем, что родственники предъявляли фотографию человека с боевой наградой на груди, но в базе данных «Подвиг народа» этот человек не значился. Только после того, как сознательно вводились различные искажения в фамилию, удавалось найти подтверждение тому, что этот человек действительно был награждён. Изучая весь массив награждений жителей Крыма, очень часто даже в голову не приходило, что носитель той или иной фамилии – крымский татарин. С другой стороны, многие фамилии крымских татар широко используются другими народами: азербайджанцами, башкирами, кабардинцами, казахами, казанскими татарами, лезгинами, узбеками… и еще добрым десятком народов. Всё это приводило к тому, что после тщательной проверки десятки людей приходилось исключать из списков. При этом эти люди призывались из различных районов Крыма. Вероятно, это были бывшие военнопленные Крымского фронта, части которого формировались из жителей Кавказа.

При исследовании наградной политики автор сознательно отказался от раздельного учёта наград по степеням, за исключением только ордена «Славы». Как показал провёденный анализ, эта градация, особенно в отношении ордена «Отечественной войны», была совершенно надумана.

Выявленный массив наград, вероятно, будет незначительно увеличиваться, но в целом это не изменит общую картину.

Вопросы участия крымских татар в Великой Отечественной войне, начиная с 1944 года, либо находились в зоне умолчания и потому не входили в сферу внимания историков, либо преподносились исключительно сквозь призму «массового предательства», а преступная депортация преподносилась как «справедливое, неотвратимое возмездие».

Шли десятилетия. Менялось общество, менялись оценки нашего прошлого. Был официально осужден культ личности, были возвращены с мест депортации и восстановили свои государственные образования практически все «наказанные народы», и только в отношении крымских татар все оставалось по-старому. С началом развала СССР народ самовольно вернулся на родину. Интеграция шла очень болезненно, в обществе с новой силой стал муссироваться миф о «народе-предателе».

Опирающаяся, исключительно на пропагандистские материалы татарофобия, породила своего антипода – татарофильство. Оно исключало любое упоминание даже о единичных фактах действительно имевшего место сотрудничества с оккупантами кого-либо из отдельных крымских татар. Главная беда современного «татарофильского» подхода – некритический характер к подбору и подаче материала. В качестве крымских татар-героев войны преподносятся казанские татары, представители многочисленных народов Кавказа со схожими для крымских татар именами и фамилиями, в разы завышается количество участников войны, партизанского движения.

По теме участия крымских татар в Великой Отечественной войне ни в СССР, ни в России, ни в Украине не было защищено ни одной диссертации.

Игнорирование этой проблемы профессиональными историками невольно освободило нишу для журналистов. После отмены комендантского режима в Узбекистане начала функционировать газета «Ленин байрагъы», которая первой обратились к теме участия крымских татар в Великой Отечественной войне.

Крымскотатарские журналисты в течение полувека оставались монополистами в этой сфере. Наряду с безусловным позитивом – люди узнали о многочисленных фактах героического участия крымских татар в этой войне, был и определенный негатив. Прежде всего, это была информация о себе – самим себе. Русскоязычные читатели о том, как в действительности воевали крымские татары, по-прежнему ничего не знали, поскольку газета печаталась на крымскотатарском языке. При этом использовался вольный перевод воинских званий, должностей, специальностей и даже названий боевых наград. Максимальное число вариаций написания одной и той же награды – 4. Всё это со временем породило вольное отношение к наименованию наград. С появлением в Крыму, ориентированных на крымскотатарского читателя, русскоязычных газет, этот некритический подход породил много грубых ошибок уже на русском языке. Постоянно писалось о награждении того или иного человека несуществующими в СССР наградами: медалями «За мужество», «За храбрость», «За освобождение Москвы», «За взятие Сталинграда»…

За последнее десятилетие ситуация кардинально изменилась. Стали выходить в свет серьёзные научные монографии Неменко А.В., Полякова В.Е.; научные статьи Куртсеитов Р.Д., Чачи Э.И. [37, 44, 45, 46–53, 64].

Первые научные статьи по данной тематике стали появляться только, начиная с 2009 г., в различных научных журналах и научно-популярных монографиях [47–53]. Впервые в 2009 году на основании архивных документов были опубликованы наградные листы крымских татар участников партизанского движения в Крыму, которые в силу субъективных причин так и не были удостоены боевых наград [47]. Начиная с 2014 года стали регулярно появляться как научные, так и общественно-политические статьи Курсеитова Р.Д., который первым обратил внимание на факты представленных крымских татар к званию героя Советского Союза, но в ходе прохождения традиционного согласования: полк – дивизия – корпус – армия – фронт – Верховный Совет, как правило, уже на этапе «армия» или «фронт» по различным причинам, а начиная с 1944 года субъективным, статус награды существенно понижался [37].

Глава 1

Крымские татары в межвоенный период (1921–1941 гг.)

1.1. Состав и состояние РККА

В 1924 году был принят план военного строительства, в соответствии с которым 3/4 всех дивизий стали территориальными, а приписанные к ним военнослужащие находились в частях только на учебных сборах по два-три месяца в году В Крыму таким единственным воинским формированием была 3-я Крымская дивизия.

Как бы по наследству от царской России в Красной армии оставались пехота, артиллерия, кавалерия, военная авиация. Практически с нуля надо было создавать: бронетанковые войска, автомобильные, флот.

Если в царской России пограничные войска находились в ведомстве министерства финансов, то в СССР они стали частью НКВД. В них

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 55
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?