Шрифт:
Интервал:
Закладка:
2. Признать неправильной, односторонней оценку в редакционных статьях газеты «Правда» опер «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца» (Правда, 8 июня. С. 3).
Рассказывая о предыстории этого события, Тихон Хренников вспоминает, как на премьеру его оперы «Мать»
в Большой театр приехал Н. С. Хрущев. С ним прибыл также А. Микоян. Опера им очень понравилась Видя такое расположение, я заговорил с ним о том, что необходимо пересмотреть постановление ЦК 1948 года, в котором все ведущие композиторы, являющиеся цветом нашего искусства, представлены в таком свете, что это не делает чести ни нашему государству, ни нашей партии. Хрущев прислушался к моим словам и потом коротко ответил:
– Я подумаю.
Это было примерно в декабре 1957 года («Так это было». С. 113).
31 мая. Президентом Академии художеств СССР избран Борис Иогансон.
Май–июнь. В Москве, Ленинграде и Киеве гастроли Филадельфийского симфонического оркестра под управлением Юджина Орманди.
Журналы в мае
В «Знамени» (№ 5) повесть Владимира Тендрякова «Чудотворная».
1–19 июня. В Москве впервые в СССР гастроли балетной труппы парижского театра «Гранд-Опера».
Смотрели несколько раз ваш балет, – 20 июня пишет Лиля Брик Эльзе Триоле, – очень виртуозно, но безвкусно (костюмы, декорации – мюзик-холл) и бездушно. Все-таки интересно, оттого что сильно отличается от нашего – другие комбинации, поддержки и т. п. (Л. Брик – Э. Триоле. Неизданная переписка. С. 266).
9–20 июня. Фестиваль австрийских фильмов в Москве, Ленинграде, Киеве и Сталинграде.
11 июня. На общем собрании московских писателей принято решение о прекращении издания альманаха «Литературная Москва».
Протестующее письмо Эммануила Казакевича: «Если работа редколлегии „Литературной Москвы“ и особенно моя, как главного редактора, признана плохой, то ясно, что надо новую редколлегию и нового главного редактора, но выход альманаха, так хорошо и верно задуманного, не должен быть прекращен», – не было принято во внимание (Э. Казакевич. С. 437).
15 июня. Совет министров СССР утверждает генеральный план застройки Новосибирского Академгородка. Планировочно научный городок располагается в 25 км от центра города на южном направлении (Барнаул). Основные зоны городка размещаются в ленточном бору, в пешеходной доступности от искусственного Обского водохранилища Новосибирской ГЭС.
До 16 июня. «Доктор Живаго» Бориса Пастернака издан во Франции в переводе Элен Пельтье-Замойской, Мишеля Окутюрье, Луи Мартинеза и Жаклин де Пруайяр.
Эти дни, – писала Б. Пастернаку Э. Пельтье-Замойская, – дни Вашего присутствия здесь, еще более реального, чем всегда, потому что это дни появления Вашего Доктора. Это великое событие для французского общества, которое открывает Россию и ощущает Вас в своей среде. Вы правы, надо с еще большей силой писать дальше, потому что Вы первый разорвали молчание вокруг России и все ждут от вас многого (Переписка Бориса Пастернака с Элен Пельтье-Замойской. С. 121).
19 июня. Константин Симонов подает заявление об уходе с поста главного редактора журнала «Новый мир».
К началу 1958 года, – рассказывает Симонов, – после того, как я около трех лет снова редактировал «Новый мир», я надумал уехать на два-три года из Москвы в интересные для меня места, совмещая там писательскую работу с корреспондентской.
В редакции «Правды» в принципе одобрили мое намерение поехать ее разъездным корреспондентом по республикам Средней Азии (К. Симонов. Несколько глав из записей об А. Т. Твардовском. С. 449–450).
Добровольная ташкентская ссылка, где Симонов начал работу над трилогией «Живые и мертвые», продлилась более двух лет.
20 июня. В числе 26 новых академиков, избранных общим собранием АН СССР, писатели М. Ф. Рыльский и К. А. Федин, литературоведы М. П. Алексеев и А. И. Белецкий, языковед Н. И. Конрад.
Как вспоминает Альберт Беляев, « Леонову, например, очень хотелось быть избранным в Академию наук СССР, как Шолохов313 и Федин». Но его черед подошел только в 1968 году, когда 27 августа Секретариат правления СП СССР выдвинул кандидатуру Леонова в академики. Это предложение было поддержано учеными советами ЛГУ имени А. А. Жданова, ИМЛИ АН СССР имени А. М. Горького и ИРЛИ (Пушкинский Дом) АН СССР, МГПИ имени В. И. Ленина, Мордовского государственного университета и Ивановского государственного пединститута (Литературная газета, 24 июня 2015 года. С. 4). Но и в 1968 году, и в 1971 году, когда выдвижение было повторено, кандидатуру Леонова на выборах в Академию наук провалили.
Тогда, – вернемся к свидетельству А. Беляева, – в 1972 году ЦК КПСС по предложению нашего отдела выделил дополнительную ставку академика с целевым назначением – для Леонова. Президент Академии наук Мстислав Всеволодович Келдыш, с которым состоялся специальный разговор в ЦК, говорил, что уговорить 250 академиков будет непросто. Но Леонова избрали («Получили решение ЦК с разрешением на выпуск романа в свет». С. 60).
28 июня. В «Литературной газете» сообщение о том, что
секретариат правления СП СССР удовлетворил просьбу К. М. Симонова об освобождении его от обязанностей главного редактора журнала «Новый мир». Главным редактором журнала утвержден А. Т. Твардовский (с. 3).
Редакция, – вспоминает Владимир Лакшин, – гудела, как улей. В прихожей у стола с графином стояли и сидели, но более всего ходили люди. Все двери из отделов были распахнуты. Встречи, поцелуи, рукопожатья. Во всем какой-то праздник. Жора Владимов сказал мне, что последние дни у них в редакции было полное запустение, никто даже не заходил – и вдруг, с первого же дня, как Твардовский взял журнал, все переменилось. Прежде всего он сам, в отличие от Симонова, появляется ежедневно в час дня и не дает никому лениться, сам читает материалы отделов и проч. Весело, празднично (В. Лакшин. «Новый мир» во времена Хрущева. С. 26).
30 июня – 12 июля. На Международном кинофестивале в Стратфорде (Великобритания) Николаю Черкасову, исполнителю заглавной роли в фильме Григория Козинцева «Дон Кихот», присуждена премия как лучшему актеру.
Журналы в июне
В «Знамени» (№ 6) рассказ Владимира Богомолова «Иван». В «Неве» (№ 6) роман Всеволода Кочетова «Братья Ершовы» (окончание – № 7).
Представляя собою разновидность в равной степени как «антинигилистического романа», так и «романа с ключом», «Братья Ершовы» содержат в себе фельетонные оценки легко угадываемых личностей – К. Симонова, А. Суркова, В. Овечкина, Д. Гранина, пьес А. Штейна, Н. Погодина, С. Алешина, спектаклей Н. Охлопкова, а финальные фразы романа прочитывались современниками уже и как метафорическая оценка всего периода Оттепели: