Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Оружие егеря — «переламывающаяся» чешская винтовка Brunn Gew 33/40, небольшими партиями поступавшая на вооружение парашютных частей.
1. Генерал авиации Курт Штудент, 1944 г.
2. Майор 1–й п а р а ш ю т н о й дивизии, Берлин, м а й 1944 г.
3. Егерь, Италия, 1944 г.
1. «Отец парашютных войск» одет в обычный мундир генерала люфтваффе. Фуражки такого образца полагались всем офицерам германских ВВС, но у генералов все знаки различия, выпушки, шнуры и пуговицы были золотыми. Мундир (Tuchrock) с золотыми пуговицами, кантом по воротнику и нагрудной эмблемой. Петлицы и подбой погон генералам палагались белые. На петлицах с золотой окантовкой помещались изображения одного, двух или трех золотых «орлов» в венке: соответственно чинам генерал—майора, генерал—лейтенанта и полного генерала. Ранг генерал—полковника обозначался такими же петлицами с изображением большого «летящего орла» люфтваффе над двумя скрещенными жезлами, причем крылья орла выходили за венок. Погоны из золотой нити с примесью серебра были без звездочек или несли от одной до трех звездочек — соответственно четырем генеральским званиям. Бриджи, полагавшиеся при служебной форме одежды, имели двойные широкие лампасы белого цвета с белой выпушкой в просвете.
На рисунке показаны награды Штудента. На шее — Рыцарский крест Железного креста. На левом кармане — значок летчика—наблюдателя, под ним — серебряный знак, обозначающий повторное награждение в период Второй мировой войны Железным крестом 1–го класса (такая награда уже была заслужена Штудентом в годы Первой мировой) и сам Железный крест. Левее расположен серебряный знак за ранение, а правее — больиюй серебряный знак пилота имперской авиации.
Над левым обшлагом — белая с желтыми литерами «критская лента»: эти памятные ленты были выданы всем чинам всех родов войск, принявшим участие в боях на острове с 19 по 27 мая 1941 г. Вопреки некоторым заявлениям, Штудент действительно лично принимал участие в высадке.
2. Основой для этого обобщенного образа парашютиста послужили фотографии участников парада, во время которого Геринг вручал награды отличившимся в бояхпри Кассино, а также фотография майора барона фон дер Хейдте. Это был уникальный случай, когда немецкие парашютисты участвовали в торжественном построении, надев парашютные обвязки поверх отглаженных прыжковых курток и полевой униформы, при всех знаках различия. Различные источники отзываются об этих обвязках как об «упрощенных». Трудно определить, в чем заключаются их отличия от обвязок, применявшихся раныие, за исключением большей подгонки по фигуре (скорее всего, при подготовке к параду) и отсутствия самого парашюта. Небольшая цветная врезка показывает положение ремней на спине обвязок прежнего типа. У майора видны следующие знаки различия и награды: справа на груди — национальная эмблема (вариант для люфтваффе) над золотым Военным орденом Германского креста. Слева (несколько теснее, чем обычно, из—за надетой обвязки) — Железный крест 1–го класса, значок парашютиста, значок люфтваффе за участие в наземных боях и значок за ранение. На рукаве куртки — «критская лента» (только слева) и нашивки знаков различия по чину (на обоих рукавах). Теоретически, некоторые офицеры и солдаты могли иметь право ношения сразу двух нарукавных лент — «Африканской» и «Критской». В этом случае, согласно фотографиям, «африканская» лента нашивалась сразу над «критской» на левом рукаве мундира.
3. Как уже упоминалось, в Италии часто смешивали элементы основной и тропической униформы. Вариант единого полевого кепи люфтваффе для тропиков шился из той же материи тускло—песочного цвета, что и вся униформа. На кепи полагалось помещать те же знаки различия, что и на пилотках (см. предыдущую иллюстрацию, рис. 3). Прыжковая куртка сшита из камуфляжной ткани коричневатого оттенка; камуфляж так называемого «размытого» типа. В 1943–1945 гг. встречались куртки всех трех вариантов окраски — зеленые, с «оскольчатым» и «размытым» камуфляжем. В 1944–1945 гг. некоторое распространение получили также куртки, сшитые из итальянской камуфляжной ткани со специфическим рисунком. Поскольку подавляющее большинство парашютистов после 1941 г. воевало как простая пехота, их снаряжение стало все больше приближаться к армейскому. Этот солдат обут в обычные армейские ботинки. Противогазная коробка и плечевые ремни — также армейского образца (обратите внимание, что ремни черные, пехотные).
Рама «штурмового ранца» тускло—желтого цвета соединяет на спине плечевые Y—образные ремни и поясной ремень. К раме подвешены котелок и дождевая накидка из ткани с «оскольчатым» рисунком. Под накидкой прикреплен мешочек с бивачным снаряжением. К поясному ремню пассиками прицеплены сухарный мешок и фляга, а также саперная лопатка и штык—нож. Несмотря на все меныиее использование парашютистов в десантных операциях, они все—таки сохранили свои Люгеры и Вальтеры — пистолеты носили в кобурах на ремне слева. Егерь вооружен автоматической винтовкой FG42. Обратите внимание на перевязь для магазинов к этому оружию. Такие перевязи шили из ткани голубовато—серого или коричневатого цвета, а также материала с камуфляжным рисунком. Перевязь имела восемь карманов, каждый из которых с «внутренней» стороны закрывался клапаном с двумя кнопками. Каски в Италии и Северо—Западной Европе часто закрывали сеткой — матерчатых чехлов не хватало.
1. Обер—лейтенант, Россия, 1942–1943 гг.
2. Лыжник 1–й парашютной дивизии, Россия, 1943 г.
3. Егерь 5–й парашютной дивизии, Арденны, декабрь 1944 г.
1. Помимо своего обычного снаряжения, егеря—парашютисты на Восточном фронте получали все варианты армейского одноцветного или двухцветного (выворачивающегося) обмундирования. На фотографии, которая была использована при создании этого рисунка, хорошо видны мешковатые штаны мышино—серого цвета с одной стороны, и белого — с изнанки. Лейтенант надел эти брюки поверх пол зеленой прыжковой куртки. На рукавах куртки — темно—синие нашивки со знаками различия: они переставлены с зимнего летного комбинезона люфтваффе. Стальной шлем, снаряжение, бинокль и даже перчатки покрыты белой краской для маскировки.
2. Помимо выкрашенных белой краской касок и обычных синих форменных головных уборов, на некоторых фотографиях можно увидеть специальные зимние версии единых полевых кепи люфтваффе. Их шили из натуральной овчины и снабжали козырьками и знаками различия. Зимние камуфляжные костюмы шились из тонкой материи и не обеспечивали защиты от холода; их надевали поверх теплого обмундирования. Цветные нарукавные повязки, пристегивавшиеся пуговицами, в вермахте использовали в качестве полевых опознавательных знаков, чтобы отличить своих от русских: зимние комбинезоны были почти одинаковы.