Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Саксонское копье VI в (реконструкция), автор Д. Храмцов
Теперь стоит взглянуть на рогатины IX–X веков: при их производстве тоже применялась дамаскировка, а вот форма была предельно проста. В более позднее время практически перестают встречаться сложные формы наподобие лаврового листа, характерные для эпохи Меровингов и доставшиеся ей, вероятно, еще от Великого переселения народов. Так что в соответствии с общей тенденцией и копье упрощается, причем до такой степени, что в XI веке становятся распространенными экземпляры, изготовленные просто из куска стали. Часто встречаются копья с небольшой перекладинкой, предназначенной для того, чтобы противник (неважно, кто он – человек или медведь), «надеваясь» на копье, не приблизился на опасное расстояние к воину (охотнику). Во многих копьях такая перекладина не предусмотрена, однако к ним в самом узком месте втулки с помощью прочного кожаного шнурка привязывалась «крестом» определенной длины палка, игравшая ту же роль.
Кстати, понятие «рогатина» происходит от слова «рог», а не «рога»: она с одним клинком. В выражении «лезть на рожон» имеется в виду именно это приспособление. Скандинавы называли его «кол в броне». Благодаря весьма протяженной боевой части им можно было еще и рубить. Часто таким оружием пользовались без щита, держа двумя руками, так как оно не очень длинное (как правило, короче небольшого копья, которое держали в одной руке вместе со щитом) и древко его достаточно толстое. Соответственно, удобно было бить с размаху, к тому же на конце древка был укреплен фактически меч – до 40 см в длину. Сплошное удобство, ведь с ножом (пусть даже и с длинным саксом) требуется подходить к противнику очень близко, а если, образно выражаясь, привязать нож к палке – становится гораздо ловчее.
Копье X–XI вв. (реконструкция), автор Д. Храмцов
Мы тем временем закончили свое ознакомление с наступательным оружием – и переходим к защитному вооружению. Шлемы эпохи Переселения народов рассматривать не станем и сразу обратимся к эпохе Венделя, а конкретно – к захоронению Вендель-14. Это 14-й курган из местечка Вендель в Швеции, где найдены эти королевские погребения. (Такие же имеются и в Вальсгерде.) В нем был обнаружен очень сложный шлем, являющийся образцом серьезного эволюционного развития римского шлема. Нащечники смыкаются перед лицом и запираются шкворнем, практически как у шлема армэ XV–XVI веков. Наносная часть – очень мощная, глубокая и широкая, то есть лицо закрыто почти целиком, причем предусмотрены характерные боковые вырезы около глаз и около рта, совершенно в римской традиции: таким образом, владелец шлема имел возможность смотреть вбок, чтобы ориентироваться в пространстве и вовремя принимать меры против коварных врагов, а также беспрепятственно общаться с коллегами по битве и, самое главное, быть понятым ими.
Копья X–XI вв. (реконструкция), автор Д. Храмцов
Шлем Вендель-14, Швеция (реконструкция), автор Д. Храмцов
Сам по себе шлем, конечно, гораздо менее прочный, чем римские аналоги, потому что те делались, как правило, из одного куска стали, были монолитными и не имели соединительных частей. Этот же шлем полностью отвечает традициям изготовления шпангенхельмов, то есть клепаных шлемов, времен Великого переселения народов. Нетрудно догадаться, что любое изделие, имеющее заклепки, менее прочное, чем монолитная деталь. Тем более что эти заклепки поставлены не с помощью пресса в заводских условиях, а вручную; к тому же заклепка по определению должна быть мягче, чем сталь (иначе ее невозможно будет установить). Однако таковы исторические реалии: эпоха Переселения народов практически полностью уничтожила промышленность Римской империи, поэтому все, что оставалось, – только копировать форму. Что же касается прочностных характеристик, то их так просто не сымитируешь – по крайней мере при сопоставимых толщинах.
Шлем Вендель-14, Швеция (реконструкция), автор Д. Храмцов
Однако кое-что эти умельцы смогли сделать лучше, чем римляне: они роскошно украсили свое изделие. Весь шлем из погребения Вендель-14 покрыт пластинами из посеребренной бронзы, которые с поразительной точностью изображают как детали материальной культуры, так и способы применения оружия того времени. В частности, на одной хрестоматийно известной пластине два воина сражаются со щитами, причем один из них в кольчуге, а другой – в очень точно изображенном длинном англосаксонском одеянии. Начали бой они с метания копий – у одного в щите, у другого в полах одежды застряли метательные копья с обратными зубцами (ангоны), причем они погнуты: именно этим славился в свое время римский пилум, обладавший длинной гнущейся втулкой, сгибавшейся при попадании в щит и создававшей этим массу проблем.
Отдельного разговора заслуживает блестящий, абсолютно шикарный шлем из Саттон-Ху (Англия). Он добыт из королевского захоронения, причем это одно из немногих погребений того времени (начало VII века) с настоящим полным кораблем; более поздние встречаются гораздо чаще. Несомненно, вооружение такого рода никак не могло быть массовым: если простой шлем стоил 6 солидов, то стоимость этого шедевра просто невозможно представить. Позолота, инкрустация серебряной и золотой проволокой, серебряные пластины с чеканкой, драгоценные камни (гранаты), рельефные изображения взмывающей птицы, дракона и кабаньих голов – в масштабе современных цен этот шлем можно сравнить, пожалуй, с натуральным «Бентли» на голове.
Однако к VII–VIII векам и англосаксонский мир постигло упрощение шлемов. Возьмем, к примеру, шлем из Нортгемптоншира (Англия), хронологически относящийся к меровингско-вендельской эпохе. Между этим шлемом и находкой из Саттон-Ху не так уж много времени, и расположены эти погребения недалеко друг от друга. Тем не менее внешне они очень разные, и у нортгемптонширского экземпляра бросается в глаза значительное упрощение: конструкция очень незатейлива – это шпангенхельм из четырех сегментов, которые положены под ребреный каркас и снизу приклепаны к венцу. Наголовье предельно простое. Все! К тому же этот шлем совсем лишен украшений (если не считать крохотных гранатов, вставленных вместо глаз у фигурки кабана, венчающей гребень шлема). Можно предположить, что у заказчика банально не хватило средств.