litbaza книги онлайнВоенныеНегласные войны. История специальных служб 1919-1945. Книга вторая. Война. Том первый - Игорь Иосифович Ландер

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 225 226 227 228 229 230 231 232 233 ... 363
Перейти на страницу:
и Кромвель”. Адвокат Аллен Даллес обзавелся там обширной немецкой клиентурой и продолжил берлинские знакомства с озабоченными левой угрозой генералами и промышленниками. В дальнейшем это весьма облегчило ему установление контактов с влиятельными фигурами в Германии. Даллес никогда полностью не порывал связей с правительством и в том же 1927 году в качестве юридического советника делегации США участвовал в Женевской конференции по разоружению, а в дальнейшем и в других аналогичных мероприятиях.

В январе 1942 года Даллес возглавил нью-йоркское отделение Бюро стратегических служб США. На этом посту он с самого начала проявил живейший интерес к политическим и дипломатическим аспектам своего нового поприща и предложил создать из германских эмигрантов антигитлеровский комитет, получивший неофициальное название “Комитета Брюнинга”. Даллес поддерживал обширные контакты с бежавшими от нацистского режима немцами и в результате уверился, что большинство их соотечественников в рейхе разделяют демократические взгляды. Это явилось одной из основных причин, по которым контакты с оппозицией в дальнейшем стали едва ли не основным направлением его работы в Европе. Следует отметить, что в среде эмигрантов из Третьего рейха антикоммунистические настроения были весьма широко распространены, и достаточно известные аналогичные взгляды Даллеса встретили у них полное понимание. Однако в Соединенных Штатах в 1942 году подобные убеждения отнюдь не приветствовались, поэтому начальник нью-йоркского отделения ОСС вскоре подвергся резкой критике за свою опору на “безнадежно реакционных генералов и юнкеров”[243]. По прямому указанию Рузвельта осенью “Комитет Брюнинга” распустили, и Донован намеревался отправить Даллеса подальше от столицы, в Лондон. Однако тот полагал, что будет значительно более полезен в стране, которую прекрасно знал — в Швейцарии, и убедил генерала послать его туда под прикрытием должности специального помощника посла. Строго говоря, резидент не являлся разведчиком в полном смысле этого слова и всегда оставался скорее политиком и дипломатом, что постоянно сказывалось на уровне подготовки его операций. Это неоднократно отмечали и беспристрастные исследователи: “Даллес был скорее одаренным разведчиком-любителем, самоучкой в шпионаже, чем опытным специалистом, мастером шпионских дел”[244].

2 ноября 1942 года на летающей лодке “Каталина” резидент (“агент 110”, по системе кодовых обозначений ОСС) вылетел из Нью-Йорка в Лиссабон, имея при себе кодовую книгу и аккредитив на один миллион долларов. Его дальнейший путь пролегал через Барселону в Лион, а оттуда поездом в Женеву. На границе “свободной зоны” Франции и Швейцарии он едва не был задержан и сумел проскользнуть через нее лишь благодаря счастливой случайности. Сам он впоследствии описывал этот эпизод так: “Гестаповец тщательно занес в блокнот данные моего паспорта, и через несколько минут французский жандарм объяснил мне, что только что получен приказ о задержании всех появляющихся на границе американцев и англичан”[245]. Однако Даллеса он все же пропустил, объяснив, что французы сотрудничают с нацистами лишь символически.

В Берне резидента встретил абсолютно нетронутый участок работы и весьма сдержанное отношение союзных британских разведчиков, не воспринимавших ни его методы работы, ни сам факт появления на своем поле конкурента. Руководитель точки военно-воздушной разведки АИ в Берне Уэст впоследствии вспоминал свое впечатление от Даллеса: “Он был похож на человека с большим колоколом, звонившим в него для привлечения внимания и объявлявшим: “У меня полно денег, и я хочу купить информацию”[246]. Первоначально резидент планировал проводить операции против Германии совместно с СИС, но вскоре убедился в полной иллюзорности своих надежд. Похищение в Венло было еще слишком свежо в памяти британцев, которые теперь вообще не верили в возможность существования какого-либо подполья внутри Третьего рейха. Следует отметить, что такое неверие являлось и отдаленным последствием прискорбных уроков легендированных антисоветских организаций, руководители МИ-6 вовсе не желали в третий раз наступать на те же грабли. Контакты с Канарисом также осуществлялись весьма неохотно, поскольку в британской разведке одни совершенно не верили в его искренность, а другие просто не усматривали никакой пользы в политических зондажных операциях. Лондон категорически приказал всем своим “станциям” отвергать все поступавшие из рейха мирные предложения, от кого бы они ни исходили. В этих условиях Даллесу, отвечавшему за операции ОСС от Алжира до Чехии, приходилось рассчитывать исключительно на собственные весьма скромные силы. Он не имел штата оперативных работников и располагал лишь одним секретарем, поэтому вынужден был подбирать сотрудников и агентуру прямо на месте. В первую очередь внимание резидента было обращено на персонал местных отделений Бюро военной информации и Совета по экономической войне, а позднее он пытался привлечь к работе буквально каждого американца, в особенности бизнесменов, застрявших в Швейцарии после закрытия границы “свободной зоны”. Однако никто из них не располагал агентурными возможностями в рейхе, и Даллес из своей резиденции на Херренгассе, 23 начал сам завязывать контакты с немцами.

Слева направо: Геро фон Шульце-Гевернитц и Аллен Даллес

Первым его шагом было установление доверительных отношений с Гизевиусом, которого американцу отрекомендовали англичане. Этот личный представитель Канариса нашел в его лице своего единомышленника и неоднократно жаловался на узость кругозора британцев, видящих в противнике лишь объект для шпионажа или диверсий. По словам Гизевиуса, Даллес был первым разведчиком союзников, усмотревшим в германском направлении политический аспект. Левое крыло немецкой оппозиции представлял бывший советник германской миссии в Швейцарии Адам фон Тротт цу Зольц, установивший контакт с американцами в Вашингтоне еще летом 1939 года. Позднее он был арестован, осужден и казнен 15 августа 1944 года. Следует отметить, что Даллес не пренебрегал и отношениями с социалистами, хотя и не видел в них особой пользы. Ранее описывался его неудачный опыт контакта с коммунистами, который он более никогда не повторял и отныне видел в них лишь соперников, а затем и врагов. Имеются сведения о том, что на связи у резидента ОСС в Берне находился бывший генеральный консул Германии в Нью-Йорке с 1930 по 1933 годы Отто Кипп, в годы войны работавший представителем МИД в абвере. Он возглавлял группу оппозиционеров под кодовым обозначением “Солф”, разгромленную гестапо после внедрения в нее агента, и казнен 26 августа 1944 года.

На германском направлении всю практическую часть работы по осуществлению контактов с подпольем выполнял главный помощник резидента, натурализованный немец Геро фон Шульце-Гевернитц, в подчинении у которого находилась группа эмигрантов из рейха. Дабы избежать ограничения их передвижений со стороны местной полиции и иммиграционных властей, Даллес поместил людей в приют для психически неполноценных, но социально не опасных пациентов, после чего те могли спокойно передвигаться по территории Конфедерации с соответствующими справками на руках. Именно Шульце-Геверниц являлся подлинным организатором ряда успешных акций

1 ... 225 226 227 228 229 230 231 232 233 ... 363
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?