Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Некоторое время спустя информация о переговорах достигла бернского руководства и вызвала весьма резкую реакцию. В частности, Массону было официально запрещено выезжать за пределы страны, немало неприятностей имел и Гьюсан. Немцы полностью переиграли своих партнеров по переговорам и, спекулируя на их опасениях и надеждах, извлекли из этого контакта немалые выгоды. В целом, контакт Массона и Шелленберга является далеко не самой достойной страницей истории швейцарской разведки.
По крайней мере в одной операции Второй мировой войны Швейцария явилась не местом ее проведения, а объектом оперативных устремлений спецслужб союзников. Главной проблемой Третьего рейха в военной обстановке являлась нехватка не горючего, не техники, не людских ресурсов, а денег. Германия стремительно шла к банкротству, в условиях войны абсолютно исключавшему возможность ее продолжения. Для получения валюты Берлин использовал банки некоторых нейтральных стран. Судя по всему, Швейцарскую Конфедерацию спасло от оккупации не что иное, как ее уникальное положение с точки зрения финансов. Страна являлась одной огромной структурой по “отмыванию” денег Третьего рейха, одновременно обеспечивавшему неприкосновенность страны и ее экономический рост. Для этого следовало всего лишь не обращать внимания на некоторые нюансы происхождения активов, и решение немедленно отыскивалось. В качестве платежного средства принимались рейхсмарки и награбленные золотые запасы оккупированных стран, а также коронки жертв лагерей и ценности, изъятые у уничтоженных евреев. Одна из перехваченных и дешифрованных американцами телеграмм дипломатического ведомства Швейцарии гласила: “В мае 1943 года [Национальный банк Швейцарии] продал Центральному банку Турции 256 слитков [золота] на сумму 14,8 млн. франков, предварительно полученных от германского Рейхсбанка. Это золото вновь было продано германскому Рейхсбанку Центральным банком Турции. Затем германский Рейхсбанк продал 13,8 млн. франков этого золота Банку Португалии в Лиссабоне и 1 млн. Банку международных расчетов”[259]. Подобных схем существовало не так уж много, но они были неоднократно испытаны и работали бесперебойно, пропуская через швейцарские банки массу активов. Часть их оседала в стране в виде прибыли, рейх же получал столь необходимую ему валюту для военных закупок. Безусловно, подобная деятельность была весьма сложна и проходила на грани риска, за что, однако, взимался соответствующий процент. Иностранные банкиры не желали афишировать свои связи с нацистской экономикой и вдобавок не могли заключать с германскими партнерами долговременные сделки, но препятствия устранялись, когда в дело вступали швейцарцы. Банки Конфедерации, особенно расположенные в Берне, давали немцам возможность не только пополнять их валютные резервы, но и закладывать фундамент экономики будущего Четвертого рейха, на создание которого в конце войны надеялись высокопоставленные нацисты.
Эта деятельность не могла сохраняться в абсолютном секрете, и всегда неравнодушные к обстановке в мировых финансах американцы решили воспрепятствовать процессу “отмывки” средств. Конкретные меры для этого предложил 5 мая 1944 года директор Зарубежной экономической администрации (ФЕА) Лео Т. Кроули. Как ни странно, первоначально к данной работе были привлечены лишь госдепартамент и казначейство США, но к ноябрю 1944 года стало ясно, что одними легальными методами не обойтись. После этого 6 декабря был утвержден план операции “Сэйфхэвен” с подключением секций специальной разведки (СИ) и контрразведки (“Икс-2”) лондонской резидентуры, а 10 декабря часть работы возложили на бернскую точку ОСС. Даллес смог принять весьма эффективное участие в операции благодаря своим прекрасным контактам в банковских кругах Конфедерации. С января 1945 года в Швейцарии работала группа оперативных офицеров “Икс-2” из Лондона, которые закончили расследование и представили подробный отчет о проделанной работе к апрелю. В результате негласного расследования проверялись:
— награбленные нацистами в Европе и принимаемые некоторыми банками Швейцарии золото и бонды;
— средства из расположенного в Карлсруэ “Дойче Веркерс-Кредит-Банка”;
— хранящиеся в Цюрихе для НСДАП ценные бумаги германских частных фирм;
— крупные суммы на частных счетах в банках Швейцарии;
— денежные средства и имущество в Лихтенштейне;
— свыше 2 миллионов франков Рейхсбанка в Швейцарии;
— 4,5 миллиона марок на секретных счетах в швейцарских банках.
Американцы собрали большой объем информации о деятельности швейцарских банкиров, заложившей фундамент послевоенного процветания страны. По собственным данным Национального банка Швейцарии, общие закупки золота у стран “оси” составили 279 тонн на сумму 1,4 миллиарда франков, из которых на долю рейха пришлось 249 тонн. Следует отметить, что, кроме Конфедерации, нацистское золото покупали и другие страны, однако объемы этих операций были несравнимо меньшими. Из общего количества проданных Рейхсбанком 336 тонн 44 тонны купила Португалия, 18 тонн — Швеция, 10 тонн — Румыния и 12 тонн — Банк для международных расчетов. Кроме того, в период 1940–1944 годов некоторое количество золота было приобретено и коммерческими банками Швейцарии. В результате этих операций золотой