litbaza книги онлайнРазная литератураРеввоенсовет Республики (6 сентября 1918 г. / 28 августа 1923 г.) - Коллектив авторов

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 24 25 26 27 28 29 30 31 32 ... 139
Перейти на страницу:
главкома. Эту версию опровергают материалы, включенные в новый сборник «В. И. Ленин и ВЧК» (М., 1987).

В неопубликованной части своих мемуаров И. И. Вацетис писал: «События, разыгравшиеся на фронтах со дня моего удаления, показывают, что мое вышеприведенное решение было единственно целесообразным, так как за это время мы ни на шаг не приблизились к победному для нас окончанию кампании, невзирая на то что в сторону Азии за это время войска бывшего Восточного фронта покрыли огромные пространства».[88]

Оценивая обстановку, сложившуюся к июлю 1919 года, Вацетис отмечал, что вследствие неудач войск Южного фронта к концу июня положение здесь несколько ухудшилось. К этому времени Добровольческая армия стремилась продвинуться к Среднему Днепру, готовилось выступление польских войск, активизировались войска Юденича и фон дер Гольца на северо-западе. Это требовало сосредоточения советских войск на Южном и Западном фронтах за счет Восточного фронта. Данное обстоятельство и предопределило соответствующее решение Вацетиса.

«Полагаю, — писал Вацетис, — что мои вышеприведенные соображения были правильны и отвечали обстановке. События последних четырех месяцев это вполне подтверждают. Так что моя стратегическая деятельность не могла послужить причиной моего удаления с поста главкома, в ней нет ошибок».[89]

Действительно, события, происшедшие за четыре месяца с момента ареста Вацетиса, показывают, что во многих своих суждениях он был прав.

И. И. Вацетис был арестован 8 июля 1919 года. За четыре дня до его ареста генерал Деникин отдал так называемую «московскую директиву», определившую конечной целью наступления захват столицы Советской Республики. В результате, как указывалось в письме ЦК РКП(б) «Все на борьбу с Деникиным!», наступил один из самых критических, по всей вероятности, даже самый критический момент социалистической революции. В этих словах нет преувеличения. Через три с половиной месяца войска Деникина захватили Орел, создав прямую угрозу Туле, от которой было рукой подать до Москвы. Одновременно в середине октября на ближние подступы к Петрограду вышла белогвардейская северо-западная армия. Потребовались значительные усилия, чтобы укрепить армии Южного и Западного фронтов, о чем всегда беспокоился Вацетис, подготовить их к переходу в контрнаступление и добиться перелома в борьбе с Деникиным и Юденичем.

И вероятно, прав был Вацетис, когда писал, что ему неизвестны были причины ареста. В ходе предварительного следствия причастность главкома к белогвардейской организации не была установлена и дело о нем передали во ВЦИК. Президиум ВЦИК, рассмотрев дело, 7 октября 1919 года принял следующее постановление: «Поведение бывшего главкома, как оно выяснилось из данных следствия, рисует его как крайне неуравновешенного, неразборчивого в своих связях, несмотря на свое положение. С несомненностью выясняется, что около главкома находились элементы, его компрометирующие. Но, принимая во внимание, что нет оснований подозревать бывшего главкома в непосредственной контрреволюционной деятельности, а также принимая во внимание бесспорно крупные заслуги его в прошлом, дело прекратить и передать Вацетиса в распоряжение военного ведомства».

13 октября 1919 года И. И. Вацетис сделал последнюю запись в своих воспоминаниях: «Сейчас 20 часов 1 минута. Принесли ордер о моем освобождении. Итак, я просидел 97 дней». После освобождения из-под ареста И. И. Вацетис занимал различные должности: около двух лет состоял в личном распоряжении наркомвоена Л. Д. Троцкого; два года преподавал историю войн в Военной академии РККА (ныне Военная академия имени М. В. Фрунзе), а с ноября 1924 года был старшим руководителем тактики той же академии; одновременно с марта 1923 года состоял в должности для особо важных поручений при Реввоенсовете СССР, а с августа 1934 года находился в распоряжении наркома обороны СССР.

Наряду с преподавательской деятельностью И. И. Вацетис много времени уделял научно-исследовательской работе. Его перу принадлежат книги и статьи по истории франко-прусской войны 1870―1871 годов, первой мировой и гражданской войн, латышских стрелков, по вопросам о единой военной доктрине, начальном периоде войны, воспоминания о В. И. Ленине. В 1927 году Вацетису присваивается звание «профессор высших военно-учебных заведений РККА», в 1928-м за «заслуги в руководстве и личном участии в боевых операциях» его награждают орденом Красного Знамени, в 1934-м «за выдающуюся учебно-педагогическую работу и отличное руководство подготовкой слушателей Военной академии» — орденом Красной Звезды, а в 1935 году ему присваивается воинское звание «командарм 2-го ранга».

Сталинская машина репрессий не миновала и Вацетиса. В ноябре 1937 года он был арестован и приговорен к высшей мере наказания. Обвинения были стандартные: связи с германскими военными кругами, участие в заговоре против Советского государства.

28 марта 1957 года определением военной коллегии Верховного суда СССР И. И. Вацетис был посмертно реабилитирован. В ноябре 1973 года на его родине открыт мемориальный дом-музей, перед зданием которого установлен бюст первого советского главкома. Однако предстоит сделать еще многое, чтобы воздать должное этому замечательному человеку.

Дайнес В. О. 

кандидат исторических

наук

Каменев Сергей Сергеевич

Годы жизни: 1881―1936. Советский военачальник, военный теоретик. Член партии с 1930 г. Участник первой мировой войны. С сентября 1918 г. по июль 1919 г. командующий Восточным фронтом. С июля 1919 г. по апрель 1924 г. Главнокомандующий Вооруженными Силами и член РВСР…

(Энциклопедия «Гражданская война и военная интервенция в СССР» (1987)

26 августа 1936 года вся страна прощалась с бывшим Главнокомандующим Вооруженными Силами Советской Республики в годы гражданской войны командармом 1-го ранга Сергеем Сергеевичем Каменевым. На Красной площади близ Мавзолея В. И. Ленина собрались члены ЦК ВКП(б), бюро МК и МГК партии, Президиума ЦИК СССР и ВЦИК, Совета Народных Комиссаров, видные военачальники, представители трудовых коллективов Москвы и области. Четким строем прошли возле урны с прахом С. С. Каменева представители всех родов войск. Отдавая честь его памяти, прогремел прощальный артиллерийский залп.

Однако уже 12 июня 1937 года специальным приказом наркома обороны СССР его имя было снято с 21-й Пермской стрелковой дивизии, 111-й истребительной авиабригады, 2-го Киевского артиллерийского училища, гурзуфского санатория РККА, со всех гражданских объектов, носивших имя С. С. Каменева. С тех пор на долгие годы были преданы забвению его труды по развитию вооруженных сил и военному строительству, его имя перестало упоминаться в справочниках, учебниках, военных трудах. Сам же он был причислен к «врагам народа». Тяжелым испытаниям подверглась его семья.

И только в наши дни, когда возрождение социалистической законности возвращает нам многие незаслуженно забытые имена, появились статьи и очерки о славном полководце гражданской войны Сергее Сергеевиче Каменеве.

Кто побывал в прекрасной столице Украины и прошелся по Печерскому району города, очевидно, видел старинное массивное заводское здание с изрешеченным пулями фасадом. Теперь это музей киевского завода «Арсенал» имени В. И. Ленина. Именно здесь, на тихой Резницкой улице, у главного механика «Арсенала» инженер-полковника Сергея Ивановича Каменева 4 апреля 1881 года родился второй сын Сергей. А спустя пять

1 ... 24 25 26 27 28 29 30 31 32 ... 139
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?