Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Чтобы продолжить повествование, нужно сделать небольшое идеологическое отступление, без которого сложить объективную картину в столь политически запутанном вопросе, как Арабо-израильская война 1948 года, будет очень сложно. История этой войны имеется в трех основных изложениях – в израильском официальном, арабском официальном и в израильском варианте под названием «Новые историки», в котором официальная израильская версия событий подвергается серьезной ревизии. Официальные израильская и арабская исторические версии сложились сразу же, в 1948 году, когда не успели еще умолкнуть орудия. С годами обе версии только обрастали мифами и легендами, а главное, вписывались во все учебники чуть ли не с детского сада, что только добавляло людям на Ближнем Востоке ненависти друг к другу. «Новые историки» – группа видных израильских историков – появились в конце 80-х годов, уже после окончания холодной войны, когда на Ближнем Востоке начались «оттепель и гласность», а потому можно было, как и в СССР, понемногу говорить правду. Понемногу у «Новых историков», однако, не вышло, и они сразу сказали всю правду (с их точки зрения), которая во многом похожа на правду арабскую. Этим они вызвали бурю негодования со стороны израильской официальной исторической науки, которая полстолетия исправно писала сотни трудов о героизме еврейского народа перед лицом многочисленного и беспощадного врага. Битва между официальными израильскими историками и «Новыми историками», тоже израильскими, идет с того времени настолько ожесточенная, что былые сражения официальных израильских историков с их арабскими коллегами выглядят на этом фоне небольшой дружеской ссорой. Либерально настроенная часть израильского общества, а также часть западной общественности, склоняется к точке зрения «Новых историков», в то время как консервативно настроенные слои общества, как в Израиле так и на Западе, придерживаются официальной версии.
Каковы же основные противоречия между всеми этими версиями? Арабы считают, что евреи устроили в Палестине этническую чистку, вынудив большую часть арабского населения бежать из своих домов, где они проживали столетиями, кроме того, евреи захватили значительную часть территории, которая в соответствии с резолюцией ООН отводилась под создание арабского государства, и вообще не дали арабам создать собственное государство. Израиль утверждает, что арабы отвергли резолюцию ООН и заявили, что уничтожат евреев в Палестине, а потому война Израиля против арабов была вынужденной и оборонительной. Арабы войну начали и проиграли, а бежали они из Палестины сами под воздействием оголтелой пропаганды собственных фанатиков. Исторический курс «Новых историков» проложен где-то посредине двух противоборствующих исторических течений, но значительно ближе к течению арабскому, нежели израильскому официальному. Даже названия войны 1948 года, а их три, представляют собой яркий образец пропаганды на службе государства. В Израиле ее называют «Война за независимость», в арабском мире – «Катастрофа», в международных отношениях – Арабо-израильская война (1947–1949 годов).
Сразу после принятия резолюции ООН 29 ноября 1947 года в Палестине начались вооруженные столкновения между евреями и арабами. Независимые соседние арабские государства, их было на то время шесть, объединенные в организацию под названием «Арабская лига», после принятия резолюции ООН не спешили действовать.
Итак, сразу после принятия резолюции ООН 29 ноября 1947 года в Палестине начались вооруженные столкновения между евреями и арабами. Независимые соседние арабские государства, их было на то время шесть, объединенные в организацию под названием «Арабская лига», после принятия резолюции ООН не спешили действовать. Они вообще на протяжении всего конфликта не спешили, никак свои действия не координировали и вообще являлись по сути своей британскими марионетками. Главными в военно-политическом плане были Египет и Трансиордания. Египет как самое большое арабское государство в мире считался неформальным лидером Арабской лиги. В силу этого лидерства совершенно безумный король Фарук задавал тон всей арабской политике. Совсем по иному дела обстояли с королем Трансиордании Абдаллой. Это был опытный и умеренный политик, пожалуй, самый умеренный политик на Ближнем Востоке в то время. За спиной Трансиордании стоял Ирак, где также правили Хашимиты, и в принципе на внешнеполитической арене оба государства тогда выступали единым блоком. Египет представлял собой для Израиля южный фронт, трансиорданско-иракская коалиция – фронт восточный, и слабая