litbaza книги онлайнРазная литератураПалестина и Израиль. От начала XX века до 7 октября 2023 года - Алекс Каплан

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 29 30 31 32 33 34 35 36 37 ... 88
Перейти на страницу:
горах, дорога к нему от Тель-Авива вела одна-единственная через горы, через арабские деревни, в каждой из которых сидела засада. Иерусалим напоминал в этом плане Западный Берлин, расположенный посреди ГДР и окруженный со всех стороны коммунистами, прорваться в который американцы могли только по воздуху. Прорываться в Иерусалим по воздуху, чтобы привезти туда хотя бы воды и муки (именно так затем и случилось), сионистам было невозможно. У них не было самолетов, а в Иерусалиме не было аэродрома. Во-вторых, в похожей ситуации находилась и Галилея на севере. Она соединялась с остальным Израилем крошечной нитью, перерезать которую находившимся рядом сирийцам, ливанцам и трансиорданцам не составляло больших сложностей. В-третьих, военное командование сионистов понятия никакого не имело, как поведет себя половина новых израильских граждан, которые были арабами, когда еврейское государство объявит о своем создании. Главный порт будущей страны Хайфа был наполовину арабским. Яффа, большой на то время город в пяти километрах от Тель-Авива, имел лишь четверть еврейского населения. Иными словами, с военной точки зрения перед сионистами стояли очень трудные задачи, выполнить которые могла только хорошо вооруженная, опытная, регулярная армия с очень сильным Генеральным штабом, способным спланировать несколько сложных операций одновременно на нескольких участках фронта. Само понятие Генеральный штаб – орган, способный такие действия продумать и организовать, – в арабских странах появился много позже, и то с помощью Советского Союза. У сионистов он, очевидно, имелся еще задолго до начала событий 1948 года. Израильский Генеральный штаб в современном мире считается одним из лучших, почти легендарным. Профессиональное начало его было заложено где-то в 1945 году какими-то, вероятно, крайне опытными в военном деле людьми. Откуда это известно? В 1945 году у сионистов появился первый военный план предстоящего сражения за Палестину. Назывался он план «Алеф». Затем появился усовершенствованный план «Бет», потом модифицированный план «Гимель», и в конце концов, к началу 1948 года появился финальный план «Далет». Алеф, бет, гимель, далет – это первые четыре буквы ивритского алфавита. Четвертый по счету план «Далет» стал последним и крайне в мировой истории знаменитым. Именно благодаря этому плану появилось государство Израиль – таким, как его знают современники, именно благодаря этому плану бежать из Палестины пришлось сотням тысяч арабов. План «Далет» по сегодняшний день остается большой глубоко засекреченной исторической загадкой, над которой политические историки по всему миру до сих пор ломают идеологические копья касаемо того, каковы именно тогда были намерения сионистского руководства, – были их намерения оборонительными или наступательными, защищались они или устроили в Палестине арабам этническую чистку.

Чтобы продолжить повествование, нужно сделать небольшое идеологическое отступление, без которого сложить объективную картину в столь политически запутанном вопросе, как Арабо-израильская война 1948 года, будет очень сложно. История этой войны имеется в трех основных изложениях – в израильском официальном, арабском официальном и в израильском варианте под названием «Новые историки», в котором официальная израильская версия событий подвергается серьезной ревизии. Официальные израильская и арабская исторические версии сложились сразу же, в 1948 году, когда не успели еще умолкнуть орудия. С годами обе версии только обрастали мифами и легендами, а главное, вписывались во все учебники чуть ли не с детского сада, что только добавляло людям на Ближнем Востоке ненависти друг к другу. «Новые историки» – группа видных израильских историков – появились в конце 80-х годов, уже после окончания холодной войны, когда на Ближнем Востоке начались «оттепель и гласность», а потому можно было, как и в СССР, понемногу говорить правду. Понемногу у «Новых историков», однако, не вышло, и они сразу сказали всю правду (с их точки зрения), которая во многом похожа на правду арабскую. Этим они вызвали бурю негодования со стороны израильской официальной исторической науки, которая полстолетия исправно писала сотни трудов о героизме еврейского народа перед лицом многочисленного и беспощадного врага. Битва между официальными израильскими историками и «Новыми историками», тоже израильскими, идет с того времени настолько ожесточенная, что былые сражения официальных израильских историков с их арабскими коллегами выглядят на этом фоне небольшой дружеской ссорой. Либерально настроенная часть израильского общества, а также часть западной общественности, склоняется к точке зрения «Новых историков», в то время как консервативно настроенные слои общества, как в Израиле так и на Западе, придерживаются официальной версии.

Каковы же основные противоречия между всеми этими версиями? Арабы считают, что евреи устроили в Палестине этническую чистку, вынудив большую часть арабского населения бежать из своих домов, где они проживали столетиями, кроме того, евреи захватили значительную часть территории, которая в соответствии с резолюцией ООН отводилась под создание арабского государства, и вообще не дали арабам создать собственное государство. Израиль утверждает, что арабы отвергли резолюцию ООН и заявили, что уничтожат евреев в Палестине, а потому война Израиля против арабов была вынужденной и оборонительной. Арабы войну начали и проиграли, а бежали они из Палестины сами под воздействием оголтелой пропаганды собственных фанатиков. Исторический курс «Новых историков» проложен где-то посредине двух противоборствующих исторических течений, но значительно ближе к течению арабскому, нежели израильскому официальному. Даже названия войны 1948 года, а их три, представляют собой яркий образец пропаганды на службе государства. В Израиле ее называют «Война за независимость», в арабском мире – «Катастрофа», в международных отношениях – Арабо-израильская война (1947–1949 годов).

Сразу после принятия резолюции ООН 29 ноября 1947 года в Палестине начались вооруженные столкновения между евреями и арабами. Независимые соседние арабские государства, их было на то время шесть, объединенные в организацию под названием «Арабская лига», после принятия резолюции ООН не спешили действовать.

Итак, сразу после принятия резолюции ООН 29 ноября 1947 года в Палестине начались вооруженные столкновения между евреями и арабами. Независимые соседние арабские государства, их было на то время шесть, объединенные в организацию под названием «Арабская лига», после принятия резолюции ООН не спешили действовать. Они вообще на протяжении всего конфликта не спешили, никак свои действия не координировали и вообще являлись по сути своей британскими марионетками. Главными в военно-политическом плане были Египет и Трансиордания. Египет как самое большое арабское государство в мире считался неформальным лидером Арабской лиги. В силу этого лидерства совершенно безумный король Фарук задавал тон всей арабской политике. Совсем по иному дела обстояли с королем Трансиордании Абдаллой. Это был опытный и умеренный политик, пожалуй, самый умеренный политик на Ближнем Востоке в то время. За спиной Трансиордании стоял Ирак, где также правили Хашимиты, и в принципе на внешнеполитической арене оба государства тогда выступали единым блоком. Египет представлял собой для Израиля южный фронт, трансиорданско-иракская коалиция – фронт восточный, и слабая

1 ... 29 30 31 32 33 34 35 36 37 ... 88
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?