Шрифт:
Интервал:
Закладка:
В штабе Антонова-Овсеенко готовились к последней операции, когда поступило сообщение о том, что германское командование нарушило перемирие. Вот почему Ленин торопил со взятием Ростова.
В соответствии с Брестским договором Народный комиссариат по военным делам объявил о всеобщей демобилизации. Тем временем оккупанты уже овладели Киевом и спешили захватить всю Украину.
8 марта Антонов в качестве верховного главнокомандующего всеми войсками Украинской Советской Народной Республики телеграфировал Ленину о ходе военных действий.
Героически сражались испытанные в боях с калединцами отряды красногвардейцев и рядом с ними — черноморские и балтийские моряки, солдаты-интернационалисты из Венгрии, Польши, Китая, Чехословакии. Один батальон чехословаков остался на фронте и после вывода корпуса за пределы Украины.
В конце апреля Владимир Александрович побывал у Ленина. Он доложил о положении на Украине и рассказал о героическом поведении большевистского батальона, носившего имя вождя. Батальон этот прикрыл отход 3-й армии и почти целиком погиб в бою.
Совнарком поручил Антонову-Овсеенко действовать в качестве народного комиссара по морским делам. Владимир Александрович дает предписание командованию Балтийского флота подготовиться к постановке минных заграждений. 9 августа штаб Балтфлота получил экстренную телеграмму за подписью Ленина и Антонова: «Минное заграждение поставить немедленно».
Осенью 1918 года Антонов-Овсеенко командовал на Восточном фронте группой в составе 2-й и 3-й армий. Из Казани он послал в газету «Известия Наркомвоен» статью «Наше положение».
Хорошо знакомый с положением под Ижевско-Воткинским заводом и на Пермском участке, где действовала 3-я армия, Владимир Александрович представляет командующему Восточным фронтом С. С. Каменеву план усиления северной части фронта. В это время Антонова вызывают в Серпухов, в ставку Реввоенсовета Республики. Антонов-Овсеенко подает главкому Вацетису доклад, в котором подробно анализирует военное положение, выдвигая главные оперативные задачи для Восточного и Южного фронтов.
В работе по организации армии Антонов надеялся на помощь Наркомата по военным делам Украины, но там царила полная неразбериха.
Командование Украинского фронта, стремясь поскорее покончить с узкоукраинскими задачами и выполнить задачи общестратегические, подготовило наступление против Петлюры и на крымском направлении. Используя таранную мощь дивизии Щорса, войска Украинского фронта нанесли в марте петлюровцам сокрушительные удары, заняли Винницу и Жмеринку. К 1 апреля они вышли к Днестру, завершив намеченную операцию.
Трудно представить себе более сложную обстановку, нежели та, что сложилась в тот год на Украине. Восстал против Советов атаман Григорьев. Особого внимания требовали к себе и другие национальные формирования. 7 мая 1919 года Ленин телеграфировал уполномоченному Совета Обороны на Южном фронте: «С войсками Махно временно, пока не взят Ростов, надо быть дипломатичным, послав туда Антонова лично и возложив на Антонова лично ответственность за войска Махно».
4 июля 1919 года в разгар боев с контрреволюцией последовало решение о ликвидации Украинского фронта.
Однако на этом военная деятельность Антонова-Овсеенко не обрывается. Около двух лет он работал председателем Тамбовского губисполкома, заместителем председателя Главкомтруда Ф. Э. Дзержинского и председателя малого Совнаркома.
В феврале 1921 года, когда пожар антисоветского восстания охватил Тамбовскую губернию и прилегающие к ней районы, Владимир Александрович возглавил Полномочную комиссию ВЦИК.
Крупное сражение разыгралось на черноземной Тамбовщине. Две многотысячные армии мятежников были оснащены современным оружием. Главный оперативный штаб, политические руководители в каждом отряде, полку и бригаде, печатные органы, служба снабжения, санитарные части — все, как в регулярных войсках…
В Тамбов был послан командующий войсками П. А. Павлов, которого в качестве заместителя председателя комиссии вскоре сменил М. Н. Тухачевский. Михаил Николаевич с уважением относился к Антонову-Овсеенко. Он видел в нем опытного политического руководителя, одного из первых организаторов Красной Армии.
Партия направляет в Тамбов испытанных в боях военачальников: И. П. Уборевича, И. В. Тюленева, И. Ф. Федько, Г. И. Котовского.
Кулацко-эсеровское восстание нанесло хозяйству Тамбовской губернии огромный ущерб. В ходе его подавления органы власти применяли жесткие меры, но они, как правило, диктовались военной необходимостью. Но рядом с этим было и другое — снабжение крестьянских хозяйств семенным зерном и необходимыми товарами, помощь пострадавшим семьям.
На крестьянских полях, во дворах и в мастерских можно было увидеть тысячи красноармейцев: рабоче-крестьянская армия помогала сельским труженикам пахать, сеять и убирать урожай, ремонтировать инвентарь. И если возможно одним словом выразить суть деятельности Антонова-Овсеенко в Тамбове, на земле, сжигаемой пожаром гражданской войны, то это слово будет — «созидание».
…Работа политическая, военная, хозяйственная — где границы меж ними, где кончалось одно и начиналось другое?
Уборевич, назначенный через год командующим 5-й армией, прислал Антонову-Овсеенко сердечный привет из Сибири. «Для меня, еще не окрепшего в жизни, — вспоминал командарм, — совместная работа на Тамбовщине была школой, которую никогда не забуду».
Тамбовская земля очищена от бандитов. Давно уже выброшены за пределы республики интервенты и белые генералы. И вот когда, казалось, наступила долгожданная передышка, в Поволжье открылся новый, голодный фронт.
Лето 1921 года… Такой засухи не знала русская земля даже в самые неурожайные годы.
…Это стонут
пустые поля,
Задыхаясь
под хрусткой
пылью, —
писал журнал «Красноармеец».
И вот сюда, в Самару, в эпицентр голода, правительство посылает Антонова-Овсеенко.
Летом 1922 года ЦК выдвигает Антонова-Овсеенко на пост начальника Политуправления Реввоенсовета Республики. Это назначение стало как бы итогом всей прошлой военной деятельности В. А. Антонова-Овсеенко. Его опыт был чрезвычайно важен в новых условиях — перехода от войны к миру.
Гражданская война кончилась. Но международная обстановка оставалась еще тревожной. Надо было не только сохранить Красную Армию, но и укрепить ее, оснастить новой техникой, используя каждый год, каждый месяц мирного времени. Мирного… Тяжкие испытания выпали на долю молодого государства: разруха, голод, эпидемии.
Правительство значительно сократило контингенты войск. Однако и после этого материально-техническое снабжение армии оставалось крайне скудным. В этих условиях начался переход к новому, территориальному принципу формирования частей. Еще в конце 1920 года М. В. Фрунзе и С. И. Гусев выступили — и очень своевременно — с предложением о коренной реорганизации Вооруженных Сил в соответствии с опытом гражданской войны и новыми задачами, возникшими перед Красной Армией. Свои тезисы они предложили X съезду партии. Создание единой военной доктрины и коренная реорганизация Вооруженных Сил стали настоятельно необходимыми. Одним из первых поддержал Фрунзе Антонов-Овсеенко.
После Октября и гражданской войны Владимир Александрович немало сделал для обобщения опыта военного строительства. Сейчас отметим лишь, что в вопросе о переходе к территориальной системе он был близок к позиции Фрунзе и Гусева. Антонов-Овсеенко разделял их точку зрения на всестороннюю подготовку командно-политических кадров армии как непременное условие перехода к единоначалию.
Не раз встречался тогда Владимир