litbaza книги онлайнИсторическая прозаСоветская военная разведка 1917—1934 гг. - Александр Колпакиди

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 40 41 42 43 44 45 46 47 48 ... 110
Перейти на страницу:

Начиная с июля текущего года мы ввели за правило не принимать никакого нового сотрудника без согласия на это ГПУ и это правило строго сейчас осуществляется.

Как я уже указал мы к 15-му ноября, когда нужно было сократить личный состав отдела на 59 человек, мы произвели основательный пересмотр и чистку личного состава и все кто у нас был под сомнением были сокращены. Тем не менее гарантировать за чистоту всех сотрудников отдела нельзя и поэтому согласно пункту 11 инструкции ОСТО, а также и.и. 4 и 11 инструкции Комиссии по борьбе со взяточничеством Штаба РККА я — 1) произвожу секретный сбор сведений о сотрудниках отдела путем внутрен. осведомления, 2) в ближайшие дни произведу проверку личного состава отдела по аттестациям и оценкам каждого сотрудника в отдельности». Далее в деле следует запись от 16/XII-22 г.: «Материалов на Развед. Упр. в ОГПУ не имеется».

О том. что работники Разведотдела не замешаны во взяточничестве, свидетельствует и «Список сотрудников РО Штаба РККА», где против большинства фамилий стоит «оснований подозревать нет» или «сведений нет». Но есть и «трудно определить» и «мало известен». Любопытно и тогдашнее толкование слова «материалист». Против фамилии одного из начальников отделений написано: «Материалист до мозга костей. Ценит и считает материальные и шкурные интересы выше общественных. По условиям службы взяток брать не может». Этот человек проработал в Отделе, а затем Управлении еще несколько лет. Кстати, по поводу «внутреннего осведомления» в «Инструкции по борьбе со взяточничеством» сказано: «В части негласной борьбы все мероприятия осуществляются через особое лицо назначаемое комиссаром (уполномоченным) под свою личную ответственность. Это лицо является помощником комиссара (уполномоченного) по этой работе. Как все способы негласной борьбы, так и сам факт существования института помощников по негласной работе должно сохраняться в безусловной тайне».

Разведывательная деятельность в начале 1920-х гг. имела свои особенности

Агентурная разведка довольно широко велась округами и приграничными армиями. Примером этому может служить следующий эпизод из истории военной разведки того времени. Речь идет о глубокой агентурной работе совсем не стратегического разведоргана, а именно о кругосветном путешествии агента «Каргонена» (Г.Г. Пентинена).

Между тем Разведупр все тверже встает на ноги, и агентурная работа уже в большей мере сосредотачивается в центральном аппарате. Осуществляется более четкая координация действий между различными разведорганами. Устраняется параллелизм в работе между ними, разграничиваются зоны их деятельности.

Так. например, летом 1921 г. врид начальника РУ Штаба РККА А.Я. Зейбот и начальник 2-го отдела РУ Я.К. Берзин распорядились «во избежании параллелизма в агентработе и в целях большей экономии в силах и средствах» перевести «агентуру регистбюро “А” и регист-бюро "Фин" в полное распоряжение РУ Петроградского военного округа и обозначили «разграничительные линии района разведываемого Разведупром П.В.О.» в Финляндии, Эстонии и Латвии. А агентуру этого РУ в Норвегии, Швеции, а также Эстонии и Финляндии западнее указанных линий приказали передать Агентурному отделу центрального аппарата. Через месяц разведке ПВО разрешили «иметь для информации своих резидентов по одному в г.г. Ревель и Гельсингфорс».

А в марте следующего года за наведение порядка в этом вопросе взялись на Дальнем Востоке, где тогда ещё существовал Восточный фронт Народно-революционной армии Дальневосточной республики. Начальник РУ штаба помощника главкома по Сибири С.Г. Вележев приказал: «В целях избежания наблюдающегося до настоящего времени параллелизма в работе разведорганов изучающих Дальний Восток (Разведупрсиба. Разведупра НРА, Разведотарма 5), а также большей специализации каждого разведоргана по отдельным государствам, полного и всестороннего, при ограниченном наличии работников, использования всех поступающих по иностранным государствам материалов — необходимо провести строгое распределение работы между указанными разведорганами».

Изучение Монголии было возложено на РО штаба 5-й армии, Китая — на Разведупр НРА ДВР. Японии и Америки — на ведомство Вележева. Изучением внутренних фронтов должен был заниматься «каждый соответствующий разведорган», а Приморьем — РУ НРА.

К середине 1920-х гг. приграничные военные округа (и приравненные к ним армии) проводили разведку в следующих сопредельных странах (на глубину своей ответственности и выделенной им зоны): Петроградский — Ленинградский ВО: Финляндия, Эстония. Латвия; Западный фронт — Западный военный округ: Польша, Литва: Отдельная Кавказская армия — Кавказская краснознаменная армия: Турция, Персия; Туркестанский фронт — Среднеазиатский ВО: частично Персия. Индия. Афганистан, прилегающие к Туркестанскому фронту северо-западные районы Китая: 5-я армия — Сибирский ВО: Китай. Монголия; ОКДВА: Япония и Маньчжурия.

Как уже упоминалось, наряду с военными Разведотдел решал и некоторые контрразведывательные задачи по предотвращению военных акций белогвардейских организаций против СССР и по борьбе с бандитизмом. Примером могут служить некоторые документы РУ штаба Петроградского ВО:

«Сов. секретно

Агентурная сводка № 46

Агентурного Отдела Разведупра Штаба ПВО контр-разведывательного характера к 28 февраля 1922 года.

Финляндия

По агентурным сведениям от 22/11-22. в Гельсингфорсе находится главная организация русских контрреволюционеров. Подведомственные организации находятся в Выборге и Териокки. Териоккская организация носит название — Комитет БОЙСМАНА — и руководителем таковой состоит русский генерал БОЙСМАН. Функции Комитета следующие: оказывать помощь русским контрреволюционерам, желающим перебраться из Советской России в Финляндию, добывание разного рода документов и организация шпионажа в Советской России. Главными деятелями этого Комитета в пограничной полосе являются: указанный уже генерал БОЙСМАН. землевладелец ГОЛИКОВ в Уусикирко, ротмистр БАНКОВ и СОКОЛОВ в Териокки. БАНКОВ ведает допросом прибывающих из Советской России через Келломякский карантин граждан с целью получения необходимых сведений. СОКОЛОВ ведает шпионажем и лично переходит границу: летом на моторной лодке, зимой по льду.

БАНКОВ и СОКОЛОВ имеют тесную связь с представителями Англии и Франции в Финляндии, получая от таковых постоянное жалованье. Средства на ведение шпионажа получаются от представителей Англии и Франции, а также от Центральной организации русских контрреволюционеров из Парижа.

Пом. Начразведупра Штаба ПВО [И.П.] Кудраш

Начоперода [Г.А.] Гофберг».

10.03.1922 г. тот же Кудраш направил члену РВС округа А.М. Лиде «копию письма С. Павловского (начальника контрразведки Савинковской организации) на имя начальника Штаба Информационного Бюро Н.С.З.Р. и С.». Этот материал, по мнению РУ, «заслуживает полного доверия».

В Разведупре наряду с собственным и зарубежным опытом работы изучался и использовался опыт российских предшественников. Вот некоторые факты.

Управление издало для внутреннего использования книгу упоминавшегося выше П.Ф. Рябикова «Разведывательная служба в мирное и военное время» (М., 1922–1923: Впервые опубликована в Томске в 1919 г.). Кстати, его книгу переиздала в те годы для себя и чехословацкая военная разведка, ровесница советской.

1 ... 40 41 42 43 44 45 46 47 48 ... 110
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?