Шрифт:
Интервал:
Закладка:
2 сентября 1944 г. Муравиев объявил о создании «правительства национальной концентрации», в которое вошли пять деятелей БЗНС — «Врабча-1», три члена Демократической партии, один представитель Народной партии и один беспартийный.
Правительство Муравиева отменило законы, запрещающие деятельность политических партий, расформировало жандармерию, объявило полную амнистию политзаключённых, запретило все организации с фашистской и национал-социалистской идеологией, 6 сентября разорвало дипломатические отношения с Германией. А 8 сентября объявило ей войну и обратилось к СССР с просьбой о перемирии.
Вечером 5 сентября В. М. Молотов по поручению правительства передал болгарскому посланнику в Москве ноту, где говорилось, что за прошедшие три года войны советское правительство не настаивало на том, чтобы Болгария порвала отношения с Германией, так как болгарский народ не в состоянии был противостоять Германии. Однако теперь, когда политическое и военное положение меняется очень быстро, для Болгарии наступило время разорвать отношения с Германией и прогитлеровской политикой. Болгарское правительство, однако, продолжает поддерживать Германию в войне против Советского Союза. Все заявления о нейтралитете председателя правительства Муравиева представляют собой не что другое, как продолжение проводимой ранее политики.
Вследствие этого, говорилось в ноте, «советское правительство не считает возможным и в дальнейшем поддерживать прежние отношения с Болгарией. Оно разрывает существовавшие до сих пор отношения с Болгарией и считает, что не только Болгария находится в состоянии войны с СССР, что фактически имело место до этого, но и что отныне Советский Союз считает себя находящимся в состоянии войны с Болгарией».
Содержание этой ноты было настолько абсурдным, что её, как позднее сообщил член болгарского правительства швейцарскому журналисту В. Бретхольцу, не приняли всерьез ни министр иностранных дел, ни кто-либо из других членов правительства. Сталин, который до этого вполне спокойно относился к «фашистским» и прогерманским правительствам Болгарии, объявил теперь войну первому коалиционному (и в определенном смысле русофильскому) кабинету Болгарии. Причем единственно на том основании, что Болгария терпит сосредоточение германских войск на своей территории.
Судьба Болгарии решилась в Москве в особняке Николая Миндовского[52] в ходе операции «Толстой». 9–19 октября 1944 г. состоялся второй визит Уинстона Черчилля в Москву. Цель — решение польского и балканского вопросов. Вместе с Черчиллем прибыл министр иностранных дел Энтони Иден и спецпредставитель президента США Аверелл Гарриман.
В ходе беседы со Сталиным Черчилль протянул ему бумажку из личного блокнота с личным водяным знаком WSC. Там был перечень стран с процентами интересов западных союзников и СССР.
Румыния: СССР — 90 %, другие — 10 %; Греция: Великобритания — 90 %, СССР — 10 %; Венгрия и Югославия в соотношении 50: 50 %. Болгария: СССР — 75 %, другие — 25 %.
Сталин согласился. Теперь он определял будущее Болгарии.
Глава 7. Болгария в войне с Германией
С начала сентября 1944 г. деятельность партизанских отрядов стала более активной. Инструкции и оружие партизаны получали из СССР. В начале сентября на освобождённой партизанами территории Югославии И. Винаров, Шт. Атанасов и Д. Дичев сформировали самое крупное боевое подразделение болгарской Народно-освободительной армии — Первую Софийскую партизанскую дивизию численностью около тысячи человек.
Болгарская армия к началу сентября 1944 г. имела в своем составе 22 дивизии и 7 бригад общей численностью более 510 тысяч человек. Часть этих сил противостояла войскам 3-го Украинского фронта. В черноморских портах Варна, Бургас и в дунайском порту Русе (Рущук) стояли немецкие и болгарские военные корабли. Девять болгарских дивизий и две кавалерийские бригады дислоцировались в Югославии и Греции. Когда начался отвод этих дивизий в Болгарию, германские войска неожиданно напали на них и разоружили некоторые части. Управление ими было утрачено. Остальные дивизии и бригады находились в районах южнее Видина, Софии и Пловдива.
В Софии и других крупных городах (Варне, Бургасе, Стара-Загоре, Пловдиве) находились немецкие войска, части морской пехоты и береговой артиллерии, различные команды, многочисленные военные миссии с персоналом обслуживания и охраны. Они контролировали болгарские аэродромы, морские порты и важные железнодорожные узлы. Там же находились всевозможные штабы и базы, строились бараки, предназначенные для размещения новых контингентов немецких войск в случае их ввода на территорию Болгарии. Общая численность германских войск в Болгарии с учётом частей, отошедших из Румынии в конце августа 1944 г., достигала 30 тыс. человек.
На 5 сентября 1944 г. 3-й Украинский фронт имел около 258 тыс. человек, 5583 орудия и миномёта, 508 танков и 1026 боевых самолётов. Для действий в южной части Добруджи в направлении Айтос, Бургас сосредоточивались все его силы (28 стрелковых дивизий, 2 механизированных корпуса и 17-я воздушная армия). Для поддержки наступления на этом направлении привлекались также три штурмовые авиадивизии 2-го Украинского фронта. Задача 17-й воздушной армии состояла в том, чтобы обеспечить эффективную поддержку наступающих сухопутных войск.
8 сентября советские войска перешли границу и вступили на территорию Болгарии.
Расквартированные на границе части болгарской армии — две пехотные дивизии и две бригады пограничников — после краткого замешательства отошли без боя. Поэтому моторизованные дивизии 3-го Украинского фронта могли сохранять темп своего продвижения: вплоть до 9 сентября пехотные подразделения делали до 45 км в день, и мобильные части до 120 км ускоренным маршем. К вечеру 9 сентября войска фронта вышли на линию Русе — Разград — Шумен — Варна.
В ночь с 8 на 9 сентября 1944 г. в Софии произошёл государственный переворот. Воинские части под руководством военного министра И. Маринова и полковников Д. Велчева и К. Георгиева без всякого сопротивления заняли здание Военного министерства, радиостанцию, центральную почту и телеграф, а также другие важные объекты. В 6 часов утра 9 сентября назначенный премьер-министром нового правительства Кимон Георгиев по радио объявил, что народное восстание победило и власть перешла в руки Отечественного фронта. Так смена власти в Болгарии произошла в результате акции, внешне имевшей вид «военного переворота» в центре, и отдельных повстанческих действий в провинции, но за ними стояла БРП.
Жители Софии узнали о государственном перевороте только утром 9 сентября, услышав сообщение по радио. Одновременно с этим они узнали о существовании Отечественного фронта, который с этого дня намеревался определять судьбу страны.
Образованное под руководством члена группы «Звено» полковника в отставке Кимона Георгйева новое правительство распределило министерские посты между представителями Отечественного фронта. Из шестнадцати министерств болгарские коммунисты получили четыре, в том числе в высшей степени важное Министерство внутренних дел.
Маршал Толбухин прилагал все силы к тому, чтобы в кратчайший