Шрифт:
Интервал:
Закладка:
«Товарищ ФИЛИППОВ!
Посылаю Вам для ознакомления краткий доклад № 4 товарища Ли Кэ-нун.
«Товарищу Мао Цзе-дун.
Копии товарищам Ким Ир Сен и Пен Дэ-хуай.
Краткий доклад № 4 о ходе конференции.
Сегодня в 3 часа утра мы поставили в известность противника в 6.00 выслать своих представителей в Хамонтен для получения текста нашего ответа Риджуэю. В 9.40 обе стороны согласились встретиться в 13.00 для продолжения конференции.
В начале заседания американцы прежде всего поставили вопрос о создании нейтральной зоны. После обмена мнениями обе стороны принципиально разрешили этот вопрос, а конкретные мероприятия по данному вопросу поручили выработать офицерам связи. Затем американцы предложили сделать перерыв на 15 минут.
После возобновления заседания глава нашей делегации Нам Ир зачитал заранее подготовленный текст своего выступления (дается отдельной телеграммой). Затем продолжал выступать американский представитель.
Противник согласился исключить из предложенной им повестки дня 2-й и 3-й пункты. Однако в отношении 2-го пункта нашей повестки дня о создании военной разгранлинии по 38 параллели, представитель противника сказал:
«Вы объединяете вопрос о 38 параллели с вопросом о буферной зоне. Ваша повестка дня носит определенный характер, наша же — общий характер. Военных не интересует какая-то параллель, а интересует географическая линия. Вы сказали, что война началась на 38 параллели, поэтому она должна быть и закончена на 38 параллели. Ваша логика неправильна. Мы решительно выступаем против включения в повестку дня вопроса о 38 параллели».
Противник, по-видимому, сказал эти слова с целью добиться от нас некоторых уступок. Подошло время намеченного перерыва и в 15.00 заседание окончилось. Завтра (16 июля) в 9.00 конференция продолжается.
После сегодняшнего заседания встретились офицеры связи обеих сторон. Офицеры связи противника не разбирали вопрос подробно, а только ограничились общей фразой: «Будем поступать так, как договорились на конференции». После этого они уехали.
Атмосфера на сегодняшнем заседании была сравнительно хорошая. Вместе с делегацией противника прибыло более 20 новых корреспондентов, таким образом, вместе с ранее разрешенным количеством корреспондентов общее количество таковых составляет 30 человек. Все корреспонденты вели себя прилично, если не считать случаев нарушения порядка во время фотографирования.
В качестве вывода можно сказать, что после того, как мы захватили инициативу в свои руки, чувствуем, что правда на нашей стороне и действуем с полной уверенностью. Выступления противника изучаются и подыскиваются контрпредложения.
Ли Кэ-нун. 15.7.1951 г. 17.00.
Второй доклад Ли Кэнуна читался так:
«Товарищу Мао Цзе-дуну, копия товарищам Ким Ир Сену и Пэн Дэ-хуай.
На сегодняшнем заседании представители обеих сторон согласились создать нейтральную зону в районе города Кайд-зйо радиусом 5 английских миль от центра города Кайдзйо. Эта зона в период работы конференции будет нейтральной. В данной зоне остается только необходимое количество войск, вооруженных легким оружием, для несения охранной службы.
Кроме того, на территории радиусом 0,5 английской мили от зала заседания не будет вооруженной охраны, а только будет оставлено необходимое количество невооруженной охраны.
В целях обеспечения выполнения соглашения, я уже просил тов. Се Фан провести следующие мероприятия в отношении охранных частей:
а) Наши 139 пех. дивизия и 8 пех. дивизия Народной армии должны остаться в основном без изменений, однако тяжелое оружие, начиная от минометов и выше, должно быть полностью эвакуировано за пределы нейтральной зоны.
б) Войска, расположенные вдоль шоссейной дороги на участке от зала заседаний до Хамонтен, отвести на расстояние 250 метров от шоссейной дороги и оборудовать укрытые посты, где разместить охрану.
В населенные районы по обе стороны от шоссейной дороги послать невооруженную охрану, переодетую в гражданскую форму.
в) В районе зала заседаний днем держать невооруженную охрану и во взаимодействии с правительственными войсками производить проверку населения, а ночью по-прежнему высылать вооруженную охрану.
г) Вышеуказанные мероприятия по размещению охраны возможно до некоторой степени будут способствовать шпионам в активизации их деятельности, поэтому на охранные части возложена задача изучения способов по усилению охраны.
Ввиду того, что в районе севернее Кайдзйо скопилось много войск, и артиллерия из Кайдзйо также отводится в тыл, в районе севернее Кайдзйо создались трудности с размещением войск.
Прошу товарища Пэн Дэ-хуай отдать приказ 64 корпусу освободить часть помещений в районе севернее Санкйори, с тем, чтобы можно было разместить артиллерийские части.
17 июля 1951 г. Ким Ир Сен решился лично обратиться к Сталину, жалуясь, что переговоры топчутся на месте, а противник тем временем продолжает наносить Северу колоссальный материальный ущерб. Ким просил укрепить противовоздушную оборону и помочь сдвинуть переговоры с места, приблизить мир[206].
17 июля Мао Цзэдун сформулировал очередную порцию инструкций для Ли Кэнуна. Копия документа, как обычно, была доставлена и в Кремль:
«Товарищу ФИЛИППОВУ.
Посылаю Вам для ознакомления текст моей телеграмма от 17.7.51 г. товарищам ЛИ КЭ-НУН, КИМ ИР СЕН и ПЭН ДЭ-ХУАЙ.
«Товарищу ЛИ КЭ-НУН. Копии товарищам КИМ ИР СЕН и ПЭН ДЭ-ХУАЙ. Телеграммы от 16 и 17 июля получил.
Раз наша делегация предложила свою новую повестку дня и заявила, что она является официальной, то Вы должны настаивать на ней и, в особенности, заострить внимание на том, что вывод всех иностранных войск из Кореи является необходимым условием обеспечения отсутствия возобновления враждебных действий в Корее.
Мы имеем полное основание предложить этот пункт. (Различные государства послали свои войска в Корею для ведения военных действий, а не для прогулки. Почему конференция по прекращению военных действий имеет право обсуждать вопросы о прекращении военных действий, а не имеет права обсуждать вопрос о выводе иностранных войск из Кореи? Очевидно, это объяснить невозможно. Поэтому наша сторона должна настаивать на том, что раз конференция имеет право обсуждать вопрос о прекращении военных действий, то она и имеет право обсуждать вопрос о выводе иностранных войск из Кореи).
Нужно, чтобы противник убедился в том, что мы очень настаиваем на этом пункте.
В течение последних дней мы сделали некоторую уступку по вопросу о создании нейтральной зоны и о корреспондентах, а также по вопросам о военной разгранлинии и органах по выполнению условий прекращения военных действий и по наблюдению за их выполнением.
Возможно, у противника сложилось неправильное понятие, что при дальнейшем уклонении от обсуждения вопроса о выводе иностранных войск из Кореи, мы по-прежнему сможем пойти на уступку. Поэтому