Шрифт:
Интервал:
Закладка:
С начала 1920-х гг. Пилсудский и Ко поставили себе целью захватить Вольный город Данциг. Город был основан в 1308 г. рыцарями Тевтонского ордена. В 1466–1793 гг. был в вассальной зависимости от польских королей. В 1793 г. город вошел в состав Пруссии.
Согласно 11-му разделу 3-й части Версальского договора Данциг был отторгнут от Германии и приобрел название Вольный город Данциг (по-польски Wolne Miasto Gdańsk) — город-государство.
Замечу, что в Средние века вольные города были во Франции, Германии, Швейцарии и других государствах. Но в XX веке устройство «вольного города» было анахронизмом, глупостью и заведомым поводом для войны.
Помимо самого Данцига, территория города-государства включала в себя его предместья Цоппот (Сопот), Олива, Тиегенхоф (Новы-Став), а также 252 деревни и 62 хутора. Вся территория имела площадь 1966 км².
Все население Вольного города на 1919 год составляло 357 тыс. человек, из которых 95 % были немцами, оставшиеся 5 % — в основном составляли кашубы и поляки.
9 ноября 1920 г. в городе появился польский дипломатический представитель. В соответствии со статьей 6 этого соглашения, польское правительство обязалось не заключать международные договоры, затрагивающие Данциг, без предварительных консультаций с властями Вольного города.
Вскоре после отделения Данцига и его окрестностей от Германии жители города получили свое отдельное, данцигское гражданство, потеряв при этом гражданство Германии. При этом первые два года существования Вольного города жителям было предоставлено право получить немецкое гражданство, однако для этого требовалось покинуть Данциг и переселиться в Германию. На 1924 г. 54,7 % населения Данцига были протестантами, 34,5 % — католиками.
Любопытно, что во время советско-польской войны 1920 г. местные докеры Данцига объявили забастовку, отказавшись разгружать боеприпасы, которые предназначались для польской армии. В конце концов снаряжение было разгружено британскими войсками.
Формально Данциг находился под опекой Лиги Наций. Лига постоянно улаживала споры. Только до июня 1933 г. комиссар Лиги Наций разобрал 66 споров между Данцигом и Польшей. В дальнейшем по всем спорным вопросам стороны договорились обращаться в международный суд, и летом 1933 г. были заключены и соответствующие соглашения.
В 1930 г. власти Вольного города разорвали с Польшей договор об использовании порта и получили в этом полную поддержку Международного трибунала в Гааге.
14 июня 1932 г. в порт Данциг по приглашению городских властей прибыли три британских военных корабля. И тогда Пилсудский и Ко отдали приказ польскому эсминцу «Вихрь» тоже войти в порт. При этом командир эсминца получил приказ открыть огонь по ратуше, если власти Данцига буду чинить препятствия по входу корабля в порт или в порту произойдут антипольские демонстрации.
Как видим, Варшава считала себя великой колониальной державой XIX века и вела себя подобающе с «туземцеми» Данцига.
Да-да, Пилсудский и Ко решили сделать Польшу великой морской и колониальной державой.
Уже в начале 1920-х гг. в Польше были созданы влиятельные полуофициальные организации — Балтийский институт, Польский институт западных марок и Лига польского судоходства, получившая в 1930 г. название Колониально-морской лиги.
Причем «ученые» из Колониальной морской лиги стали доказывать права Польши на часть колоний кайзеровской Германии, отнятых у нее согласно Версальскому договору.
Естественно, что руководили лигой военные во главе с генералом Мариушем Зарусским.
В январе 1936 г. в журнале «Може» была размещена статья защитника польского колониализма К. Езиоранского, суть которой сводилась к следующему: «…только тогда Польша станет великой державой, когда сможет поставлять через порты все необходимые ресурсы для производства, а это возможно только тогда, когда будет возможность контролировать добычу и перевозку сырья в Польшу, что ведет к необходимости получить колонии…»
В октябре же 1936 г. некий пан Януш Дебский открыто заявлял: «Польша должна выйти из европейских границ, поляки ничем не хуже немцев, итальянцев и японцев, требующих колоний. Но для этого полякам надо ломать подход к современному положению, надо пропитывать колониальной идеологией страну и общество»[81].
Самое забавное, что современные польские историки хоть и не афишируют эти факты, но и не пытаются оспаривать. Ведь поляки — избранная Богом нация — «Христос Европы». Полякам все можно, москалям все нельзя! Полякам в 1934 г. можно заключать Пакт о ненападении с Германией, а русским в 1939 г. — нельзя.
«Начальник государства» Пилсудский, называвший Чехословакию уродливым детищем Версальского договора, — национальный герой Польши, а нарком иностранных дел Молотов, заявивший в 1939 г., что «Польша — уродливое детище Версальского договора», — исчадие ада.
И таких примеров можно приводить до бесконечности.
Итак, в 1934 г. паны вступили в союз с Гитлером. Я не говорю о морали, нравственности, международном праве и т. д., а лишь о куриных панских мозгах. В Варшаве всерьез думали, что Германия станет обезьяной, таскающей для панов каштаны из огня. А почему бы и нет? Послужить Богом избранной нации — великая честь для Гитлера.
Поначалу союз с Гитлером принёс Польше солидные дивиденды. В сентябре 1938 г. Германия потребовала у Чехословакии передать ей Судетскую область.
24 сентября 1938 г. газета «Правда» № 264 (7589) публикует статью «Польские фашисты готовят путч в Тешинской Силезии». Позже, в ночь на 25 сентября, в местечке Коньске близ Тршинца поляки забросали ручными гранатами и обстреляли дома, в которых находились чехословацкие пограничники, в результате чего два здания сгорели. После двухчасового боя нападавшие отступили на польскую территорию. Аналогичные столкновения происходили в ту ночь и в ряде других мест Тешинской области.
25 сентября поляки совершили налёт на железнодорожную станцию Фриштат, обстреляли её и забросали гранатами.
Вечером 26 сентября Гитлер выступил в берлинском Спорт-паласе с новыми угрозами против Чехословакии. «Если к 1 октября Судетская область не будет передана Германии, я, Гитлер, сам пойду, как первый солдат, против Чехословакии».
27 сентября польское правительство выдвигает повторное требование о «возвращении» ей Тешинской области. В течение всей ночи почти по всех районах Тешинской области были слышны ружейная и пулемётная перестрелка, взрывы гранат и т. д. Наиболее кровавые стычки, как сообщало Польское телеграфное агентство, наблюдались в окрестностях Богумина, Тешина и Яблункова, в местечках Быстрице, Коньска и Скшечень. Вооружённые группы «повстанцев» неоднократно нападали на чехословацкие склады оружия, польские самолёты ежедневно нарушали чехословацкую границу.
1 октября 1938 г. германские войска вступили в Чехословакию. Они беспрепятственно заняли не только Судето-немецкую область, но и ряд районов и городов, где почти не было немецкого населения.
По приказу своего правительства чехословацкие войска 1 октября начали отход с польской границы, а на следующий день польские войска оккупировали район Тешина, где на тот момент проживало 80 тысяч поляков и 120 тысяч чехов и словаков. Таким образом, Польша увеличила у себя процент неполяков,