Шрифт:
Интервал:
Закладка:
В том случае, если флаг штурма использовался сразу несколькими штурмами (в т. ч. резервным), на крыже размещалось несколько номеров (один под другим). Справа от прямоугольников (на крыже) вышивались имена погибших штурмовиков. Позже от этой практики отказались, а имена погибших стали вышивать на ленте, прикрепляемой к древку штандарта. Дополнение производились следующим образом: на древко (под полотнищем) надевались посеребренные кольца (шириной 15 мм), на которые готическим шрифтом наносилось ранг, имя и фамилия погибшего. Если погибал знаменосец, то его имя наносилось на позолоченное кольцо.
Знамена моторизованных и кавалерийских штандартов несколько отличались от «пехотных» штандартов: полотнище крепилось к деревянному бруску, прикрепленному перпендикулярно к древку; табличка с надписью NSDAP отсутствовала. Название части помещалось на нашитом на крыже прямоугольнике.
Знаменосцы носили горжет, на котором помещалось изображение звезды, в центре которой в круге находилось изображение идентичное тому, что помещалось на пряжке ремня СА. В СА ношение знаменосцами изображения орла на рукаве (как это было принято в вермахте) распространения не получило, однако до 1933 г. такие случае имели место.
Флажки командиров являлись жесткими вымпелами, которые крепились (для обозначения части) на древках во время парадов или, в уменьшенном варианте, закреплялись слева на бампере штабных автомобилей. Прямоугольные вымпелы полагались начальнику штаба СА (существовало четыре последовательно сменявших друг друга варианта), высшим чинам Высшего командования СА, групп и штандартов; треугольные — командирам унтергрупп (бригад) и штурмбаннов.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ СА
1. Летные СА (Flieger-SA)
В 1930 г. в составе СА были созданы летные подразделения; спустя год такие части появились и в СС (являвшихся составной частью СА). В 1932 г. возникла полувоенная летная организация — NSFK (Национал-социалистический летный корпус), но она, в отличие от Летных СА/СС никогда не рассматривалась как подразделение партии.
Виктор Лютце с кинжалом высшего командного состава СА.
Каждая группа СА имела летную эскадрилью (Fliegerstaffel), подразделявшуюся на летные штурмы (Fliegerstürme) и летные звенья (Fliegertrupps). Каждый летный штурм имел как минимум одно учебное звено (Lehrtrupp). Члены Летных СА носили стандартную униформу СА с крылатым пропеллером в правой петлице — золотым или серебряным (в зависимости от цвета приборного металла). На комбинированном значке Летных СА/СС помещались эмблемы этих организаций на серебряных и с орлом, сжимавшим в когтях свастику, в центре. Позже он был заменен более удачным (и более четким) вариантом. Он представлял собой круг, выполненный из серебряной проволоки, с черными точками (символизирующими вращающийся пропеллер); в центре помещалась черная свастика, а с обеих сторон от нее — серебряные крылышки; эмблема крепилась на основание цвета хаки. Знак других летных экипажей был почти такой же, отличаясь только цветом центрального круга — он был красным с белыми точками.
В сентябре 1933 г. Летные СА были объединены с Германской ассоциацией авиаспорта (DLV). Члены бывших Летных СА/СС получили право носить в верхней части правого рукава униформы DLV комбинированную эмблему СА/СС, вписанную в круг. Эмблема вышивалась серебряной нитью (у старших офицеров — золотой).
2. Морские СА
В 1930 г. в СА были сформированы морские штурмы (Marinestürme), но они фактически не существовали до 1934 г., когда были выделены в самостоятельные подразделения.
Первоначально члены морских штурмов носили униформу с петлицами, погонами, пуговицами и т. д. такой же расцветки, что и остальные штурмовики группы, отличия заключались в следующем:
а) темно-синяя фуражка вместо кепи;
б) темно-синие, а не коричневые, бриджи;
в) золотой или серебряный (в зависимости от цвета прикладного металла) якорь на правой петлице.
После создания в 1934 г. самостоятельных Морских СА (Marine SA) все петлицы изменили свой цвет на темно-синий, а все знаки различия, пуговицы и т. п. фурнитура стала золоченой. Погоны рядовых и унтер-офицеров были темно-синими с белым, а у офицеров — золочеными на темно-синей подложке. В 1939 г. погоны штурмовиков Морских СА стали такими же, как и в обычных СА: коричневыми с серебряными вкраплениями в форме V (подложка осталась темно-синей).
Со временем был введен двухцветный ярко-красно-белый кант по краю воротника и (у среднего командного состава) также вокруг петлиц. В 1939 г. отменено ношение на правой петлице золотого якоря.
Кинжал «Фельхеррнхалле». (Эндрю Молло)
В 1934 г. введено ношение темно-синего однобортного кителя, на рукавах которого (как и на любой другой форме) полагалось носить кольца за выслугу лет — никакой путаницы это не вызвало, т. к. в Морских СА использовались те же знаки различия, что и в других отрядах СА.
В качестве рабочей одежды рядовые и унтер-офицеры носили белый молескиновый комбинезон. На нем не было петлиц, а звание обозначалось с помощью красных нарукавных нашивок, шевронов и звезд. В качестве рабочего головного убора рядовые и унтер-офицеры носили обычного для СА покроя пилотку (Lagermütze) темно-синего цвета (летом — белого) или традиционную немецкую морскую бескозырку с синей лентой, на которой серебряными (с 1938 г. — золотыми) буквами наносилось название подразделения. В жаркую погоду на бескозырку (как и на фуражку) мог надеваться белый чехол.
«Ласточкины гнезда» Морских СА были темно-синими с золотой отделкой.
Существовало несколько вариантов кокарды. В 1930–1937 гг. имел хождение первый вариант серебряного орла со свастикой в обрамлении золотого венка из дубовых листьев — известно, как минимум, четыре варианта этой кокарды. После 1937 г. орел внутри венка был заменен позолоченной эмблемой СА (известно два варианта такой кокарды); над кокардой на тулье размещался позолоченный орел со свастикой в когтях.
«Освящение» штандарта вновь сформированного подразделения СА прикосновением к «Знамени Крови», 1931 г.
Подразделения Морских СА формировались не только в прибрежных областях Германии; озера и реки также подходили для обучения «морской жизни». Отделения Морских СА создавались и на немецких океанических торговых судах — причем командиром отделения мог являться не обязательно капитан судна и даже не один из старших офицеров.