Шрифт:
Интервал:
Закладка:
И наконец, последние строки автобиографии:
«В настоящее время я работаю по своей специальности как биолог и руковожу Всесоюзным научно-исследовательским институтом морского рыбного хозяйства и океанографии.
10. XI.1936 г. К. Мехоношин».
В страшном 1937 году он пошел на конфликт с наркомом А. И. Микояном, отстаивая право ВНИРО заниматься комплексной наукой, а не сиюминутными задачами. Это говорит о многом. Учитывая сам момент конфликта, можно думать, что это был протест, возможно несознательный, но протест против затягивающейся петли авторитарности. Пойти на серьезный конфликт с наркоматом в период, когда для арестов не требовалось даже формального повода, означало бросить вызов страху, примиренчеству, вседозволенности, беззаконию. Молох сталинщины уничтожил К. А. Мехоношина.
Селиверстова Л. Н. ─
кандидат исторических
наук
Невский Владимир Иванович
Годы жизни: 1876―1937. Член партии с 1898 г. В 1917 г. член Всероссийского бюро военных организаций при ЦК РСДРП, член Петроградского ВРК. В октябре 1918 г. — мае 1919 г. член РВСР…
(Энциклопедия «Гражданская война и военная интервенция в СССР» (1987)
Пожелтевшие листы архивных документов — декреты Совнаркома, директивы, распоряжения и указания РВСР и Совета Рабочей и Крестьянской Обороны. На многих из них рядом с подписями Ленина, Троцкого и других — автограф Владимира Ивановича Невского.
В труднейшие дни 1918 года, когда Советская Республика декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета была провозглашена военным лагерем, Невский, в то время занимавший пост народного комиссара путей сообщения, был включен в состав Совета Обороны и Реввоенсовета Республики.
Путь Невского в революцию был прям, хотя и не прост. Его судьба — это судьба профессионального революционера, отдавшего жизнь рабочему движению, революции, борьбе за народное благо.
Родился он в 1876 году в прекрасном русском городе Ростове-на-Дону. Здесь, на границе казацкой вольницы, собирались многие торговые люди.
Феодосий (настоящее имя Невского) рос в семье одного из тех удачливых купцов, что собственной инициативой и энергией сколотили немалые состояния. Отец его, Иван Кривобоков (такова подлинная фамилия Владимира Ивановича), трижды прогорал и трижды вновь поднимался на ноги, ворочая значительным капиталом.
Семья, в которой формировались характер и миропонимание революционера, была своеобразным миром, где наряду с необыкновенной религиозностью уживался купеческий разгул и наряду с буржуазностью причудливым образом теплился и огонек весьма радикального демократизма.
Учиться сына Иван Кривобоков отдал в городское реальное училище, а затем, считая, что денег на ветер не бросают, перевел в гимназию. Уже в 1894 году Феодосий организовал кружок саморазвития, участники которого читали Белинского, Добролюбова, Чернышевского, журналы «Колокол» и «Полярная звезда», устанавливали контакты с рабочими, знакомились с нелегальной литературой народников. В годы учебы в Московском университете на естественном факультете он продолжает политическое самообразование, изучает «Коммунистический манифест», становится одним из организаторов социал-демократического кружка. В 1899 году полиция ликвидировала кружок, и Феодосий Иванович был арестован и сослан под гласный надзор полиции в родной город, где установил связь с Донским комитетом РСДРП и стал руководителем одного из рабочих кружков. В январе 1900 года он возвращается в университет и снова включается в революционную работу, создает социал-демократическую организацию. Через год последовал второй арест и ссылка в Воронеж, где Феодосий участвует в создании новой организации, примкнувшей к ленинской «Искре».
Осенью 1904 года Феодосий Иванович уезжает за границу. В Женеве в октябре 1904 года он впервые встречается с В. И. Лениным и Н. К. Крупской, знакомится с П. Н. и О. Б. Лепешинскими, В. Д. Бонч-Бруевичем, В. В. Воровским и многими другими большевиками. По заданию Бюро комитетов большинства вместе с другими товарищами он был направлен в Россию. В письме к А. И. Елизаровой от 12 февраля 1905 года Н. К. Крупская писала о товарищах, отправленных из Женевы в Россию: «Все это люди очень дельные, а Спица (Спица — партийная кличка Ф. И. Кривобокова) лучше всех, посланных нами, страшно ценный человек. Его надо взять в Комитет и назначить ответственным пропагандистом». Он ведет партийную работу в Петербурге, Орле, Брянске, Екатеринославе, Ростове и других городах, где выступает с докладами о положении в партии, с агитацией за созыв III съезда. Нелегально живет в Ярославле, в Ростове-на-Дону, в Москве. На Таммерфорсской конференции Феодосий Иванович был делегатом от Воронежа. В большевистских газетах «Волна», «Вперед» и других публикует статьи и корреспонденции, в которых разоблачает контрреволюционную сущность либеральной буржуазии, раскрывает цели борьбы партии большевиков. С конца 1905 до начала 1908 года нелегально работал в Петербурге за Московской и Невской заставами (отсюда и его псевдоним), был членом Петербургского комитета РСДРП, членом исполнительной комиссии ПК. Невский был делегатом IV (объединительного) съезда РСДРП от Воронежа.
В начале 1908 года Невский был снова арестован. После освобождения некоторое время живет в Ростове-на-Дону, потом переезжает в Харьков, где ему удается, хотя и без свидетельства о благонадежности, получить диплом об окончании университета. Невского, как талантливого химика, оставляют при университете, он готовит магистерскую диссертацию по физической химии. Одновременно, вместе с другими революционерами, восстанавливает большевистскую организацию в городе, осуществляет постоянную связь с Краковом, где жил тогда Ленин, информирует его о партийных делах, выполняет его указания.
В январе 1913 года на совещании членов Русского бюро ЦК и редакции «Правды» В. И. Невский был избран в состав редакционной тройки, которой поручалось выправить ошибки в деятельности редакции «Правды». Невский ведет переписку с В. И. Лениным, не раз выезжает за границу для встреч с ним, участвует в Краковском и Поронинском совещаниях ЦК с партийными работниками. В 1912 году его кооптируют в состав Русского бюро ЦК партии.
Аресты, допросы, тюрьмы, военные суды, побеги — удел революционера-подпольщика. В дореволюционные годы Невскому пришлось пережить 11 арестов, 7 лет заключения в тюрьмах, несколько ссылок, более 20 лет жизни под надзором полиции.
В. И. Невский — один из создателей Военной организации большевиков, любимейший оратор солдатских масс, «кумир солдат» Петроградского гарнизона, как назвал его Н. И. Подвойский на VI съезде партии.
В. И. Невский активно сотрудничал в редакциях большевистских газет — «Рабочий и солдат», «Пролетарий», «Солдатская правда», «Рабочий путь», «Солдат», «Деревенская беднота», «Правда». В напряженные предоктябрьские месяцы он подготовил и опубликовал свыше пятидесяти злободневных политических статей и брошюр.
В. И. Невский принимал участие в работе III Петроградской общегородской конференции РСДРП(б), на которой выступил с докладом о Красной гвардии. В основу этого доклада были положены ленинские указания о подготовке вооруженного восстания. В ходе подготовки его был создан Военно-революционный комитет (ВРК). В него от Военной организации вошел В. И. Невский.
В дни Октября, выполняя ленинский план революционных действий, он руководил захватом железнодорожных вокзалов в столице, участвовал в занятии штаба Петроградского военного округа и в