Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Серьезные военные столкновения между израильтянами и палестинцами, как было сказано выше, начались после окончания Шестидневной войны. Проходили они исключительно вдоль израильско-иорданской границы. Организации Освобождения Палестины с иностранной помощью удалось создать на территории Иордании настоящую армию… впервые в истории палестинского народа. Конечно, эта армия была невероятно разношерстной по составу. У каждой политической фракции, входившей в состав ООП, имелись собственные воинские подразделения, подчинявшиеся в первую очередь руководству своей фракции, и лишь затем руководству ООП. Имелись также проблемы с воинской дисциплиной. У палестинской армии не имелось собственных ВВС, важнейшего военного компонента, особенно в ближневосточных реальностях. У армии было множество и других сложностей, но в целом это была уже серьезная военная сила со своей артиллерией, бронетехникой, средствами ПВО, разведкой, контрразведкой и большими возможностями далеко за пределами Ближнего Востока, поскольку каждый палестинец, где бы он не жил, готов был прийти ООП на помощь. Израилю удалось одержать первую победу над палестинской армией чужими – иорданскими – руками. События, имевшие место осенью 1970 года в Иордании, были описаны в предыдущей главе. Тогда израильское участие в боевых действиях было косвенным, хотя и решающим. Тель-Авив угрожал Дамаску за кулисами иорданско-палестинских боевых действий прикрыть авиацию короля Хусейна от сирийской авиации в случае, если та решит вмешаться в конфликт. В результате сирийская авиация осталась на своих аэродромах, что дало иорданской авиации возможность остановить идущие на помощь палестинцам сирийские танки. Эта известная страница тех событий имеет, однако, обратную, малоизвестную и очень странную сторону, о которой по сей день ходят разве что туманные ближневосточные слухи. Поскольку эта – сирийская – странность повторится в палестинской судьбе еще раз, уже в 1980-х годах, и будет иметь аналогично большую важность, мы на ней вкратце остановимся.
Сирийский арабско-социалистический (баасистский) режим перед началом событий в Иордании пребывал в крайне шатком состоянии. После поражения в Шестидневной войне в стране возникло фактически двоевластие. Фактическим правителем Сирии являлся генерал-майор Салах Джадид, но в жесткой оппозиции к нему находился генерал-майор Хафез Асад, занимавший пост министра обороны страны. Эти два генерал-майора, совсем еще недавно бывшие просто майорами, стали партнерами по перевороту, устроенному ими зимой 1966 года. При этом надо понимать, что перевороты в Сирии с момента обретения ею независимости в 1946 году следовали один за другим, предыдущий имел место в 1963 году. Первые двадцать лет своего существования Сирия была крайне нестабильным государством. Дамаск во второй половине 60-х годов стал главным военно-политическим спонсором ООП. Большую часть оружия палестинцы, дислоцированные в Иордании, получили именно от Сирии. Палестинские танкисты, артиллеристы, зенитчики и всякие другие военные специалисты проходили обучение главным образом в Сирии. В самих палестинских вооруженных силах служило много сирийских военных советников. Когда иорданская армия осенью 1970 года начала боевые действия против частей ООП, то было совершенно ожидаемо, что сирийские войска придут своим союзникам на помощь… но они не пришли. Сирия сделала лишь воинский жест, отправив в Иорданию колонну бронетехники, которая, как только подверглась нападению иорданской авиации, развернулась обратно. Вся политическая вина за разгром палестинцев в Иордании – колоссальная по масштабу – легла на политического руководителя страны Салаха Джадида, хотя не поднял авиацию в бой министр обороны Хафез Асад… подставив таким образом своего политического соперника. Через два месяца в Сирии произошел очередной военный переворот – генерал Асад сверг генерала Джадида. С того самого момента, с осени 1970 года, в Сирии не случилось ни одного государственного переворота, а власть в стране уже более полувека остается в руках семьи Асад, фантастическая для Ближнего Востока и для самой Сирии политическая стабильность. Злые ближневосточные языки шутят, что генерал Асад не поднял тогда в небо сирийские самолеты не потому, что испугался израильских самолетов, а потому, что ему это было выгодно. Как бы там не было, но генерал Асад умело воспользовался осенью 1970 года ситуацией с палестинцами. Складывается такое впечатление, что не только иорданцы действовали тогда, закулисно согласовывая свои действия с израильтянами, но и сирийцы. Просто иорданцы вели с израильтянами прямые переговоры, а сирийцы (генерал Асад) таких переговоров не вели, но действовали согласованно. Ничего в том экстраординарного в действительности нет, таковы реалии ближневосточной политики. Кто кому и когда здесь враг, а кто друг, и то, насколько быстро всякая политическая конфигурация может здесь измениться, следует совершенно непостижимым правилам.
Складывается такое впечатление, что не только иорданцы действовали осенью 1970 г., закулисно согласовывая свои действия с израильтянами, но и сирийцы. Просто иорданцы вели с израильтянами прямые переговоры, а сирийцы (генерал Асад) таких переговоров не вели, но действовали согласованно.
Хотя палестинцы и обрели в 1965 году, после создания ООП, независимость, они часто становились печальной ближневосточной фигурой, которую другие региональные игроки цинично использовали в своих интересах. Кто только палестинцев не использовал, но больше всех их, конечно, использовала в те годы Сирия, точнее, ставший бессменным ее руководитель Хафез Асад. Сначала, осенью 1970 года, он использовал палестинцев, чтобы прийти к власти у себя в стране. Затем, в 1980-х годах, он использовал палестинцев, чтобы де-факто оккупировать Ливан, вернуть его, так сказать, в лоно Великой Сирии. При этом оба раза Асад использовал палестинцев совместно с Израилем. Хотя две страны, конечно, и враги смертельные, но когда дело доходило до того, что они могли друг другу оказаться полезными, они обязательно оказывались друг другу полезными. Однако, повторимся, они такие на Ближнем Востоке не одни такие, здесь все такие, иначе здесь не выживешь.
После завершения конфликта между иорданцами и палестинцами осенью 1970 года основные силы ООП были выведены в Ливан. Об этом договорился президент Египта Насер. Это была его последняя политическая договоренность. Двадцать седьмого сентября 1970 года в Каире состоялся экстренный саммит Лиги Арабских государств. В ходе саммита президент