Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Но в ходе контрнаступлений польских войск в сентябре и начале октября 1920 года территория ССРБ начала быстро сокращаться. При заключении договора о перемирии и предварительных условиях мира с Польшей 12 октября советская сторона отказалась от территории Западной Белоруссии, занятой польскими войсками. На востоке еще в 1919 году Речицкий уезд Минской губернии был передан в Гомельскую губернию.
В результате к моменту заключения перемирия с Польшей в составе ССРБ от прежних 9 уездов Минской губернии остались только 6. Да и само существование этой небольшой республики оставалось неопределенным. Как показал ход советско-польских переговоров в Риге, правительство Ленина готово было обменять территорию ССРБ на равноценную территорию в Украине. Белоруссия служила для Москвы разменной монетой.
Сразу же после окончания июльской операции войска Западного фронта без перерыва начали следующую, получившую позже название «Варшавской». Это была важнейшая операция в советско-польской войне. Ее успех определял победу Красной Армии, а также возможность установления в Польше большевистского режима. В конце июля — начале августа 1920 года казалось, что обе цели вполне реальны: польские войска потерпели поражение и в Украине, и в Белоруссии, они везде отступали.
Руководство РКП(б) требовало от военных ускорить наступление. Поэтому главком С. С. Каменев 20 июля направил директиву командующему Западным фронтом М. Н. Тухачевскому, а также командующему Юго-Западным фронтом А. И. Егорову, предписывавшую им немедленно развернуть наступление в направлении Варшавы. Согласно директиве, оба фронта должны были завершить разгром польских войск на берегах Вислы.
Но этот план выдержан не был. Переоценив успехи РККА, Каменев уже 22 июля издал новую директиву. В ней главком приказывал войскам Юго-Западного фронта наступать не на Варшаву через Люблин, а на Львов. Задача овладения Варшавой была оставлена за одним Западным фронтом, без усиления его резервами, задействованми практически полностью. Ему было приказано 4 августа выйти на линию Ломжа — Брест, завершить разгром польских армий, не позже 12 августа форсировать Вислу и взять Варшаву.
Если по предыдущему плану армии обоих фронтов ранее были нацелены на Варшаву по сходящимся направлениям, то с середины 20-х чисел июля они действовали по расходящимся направлениям. Удар Юго-Западного фронта на Львов исключал участие его в Варшавской операции.
* * *
Казалось бы, что поражения своих войск вызовут уныние и растерянность в польском обществе и особенно в правящих кругах Польши, тем более что часть пролетариата сочувствовала идеям социалистической революции. Однако на деле в этот тяжелый для страны момент произошла консолидация польского народа и политических партий, обычно враждовавших между собой. Большевистские лидеры России не учли силу стремления польского народа к сохранению независимости. Угроза нового порабощения Польши российскими войсками, пусть советскими, а не царскими, с невиданной прежде силой сплотила нацию.
22 июля был назначен новый начальник генерального штаба Войска Польского генерал Тадеуш Розвадовский, прекрасный штабист и опытный полевой командир, выпускник Академии генерального штаба австрийской армии.
24 июля было создано коалиционное правительство национальной обороны под председательством Винцента Витоса, лидера крестьянской партии «Пяст». Оно существовало до сентября следующего года. Вице-премьером стал Игнацы Дашиньский, социалист. В это правительство вошли 9 министров прежнего кабинета и 7 новых. Они представляли разные партии и беспартийных. Министром военных дел поначалу остался генерал Юзеф Лесневский (родом из-под Витебска, бывший российский генерал-майор), но 9 августа его сменил прежний заместитель, генерал Казимир Соснковский. Пост министра иностранных дел занял князь Эустахи (Евстафий) Сапега, до того — посол в Великобритании.
Правительство заявило, что целью его деятельности является борьба за независимость страны и заключение справедливого мира. Оно призвало народ защищать страну и добровольно вступать в армию. Особое воззвание с теми же призывами было издано «К братьям крестьянам».
Еще 15 июля 1920 года с целью консолидации общества перед угрозой вторжения Красной Армии, сейм принял закон об аграрной реформе. Он прошел большинством всего в один голос, но прошел! Польскому крестьянству было обещано в ближайшее время передать за умеренную плату часть государственных, церковных и помещичьих земель.
В армию были мобилизованы сразу несколько призывных возрастов, в нее вступило много добровольцев из всех слоев общества — крестьян, рабочих, буржуазии, помещиков, студентов, а в момент боев за Варшаву — даже гимназистов старших классов.
В результате мобилизации сил народа в критический момент, с начала июля и до 20 августа 1920 года министерство военных дел направило в распоряжение главнокомандующего свыше 172 тысяч офицеров и солдат, 70 новых батарей, дополнительно 200 орудий, свыше 1000 пулеметов и около 22 тысяч лошадей. А всего за это время армия получила около 140 тысяч призывников и 80 тысяч добровольцев. Общая численность вооруженных сил достигла 900 тысяч человек.
Конечно же, большевистские комиссары, а вслед за ними и советские историки, назвали мобилизацию польского народа перед лицом смертельной опасности «шовинистическим угаром».
* * *
В конце июля 1920 года, после неудачного для польских войск сражения на Немане и Щаре, реки Западный Буг и Нарев стали последней естественной преградой для Красной Армии на ее пути к Висле. Пилсудский принял решение задержать здесь наступление противника. Прибывший в Польшу в качестве главного военного советника французский генерал Максим Вейган тоже советовал оказать сопротивление войскам Западного фронта на рубеже этих рек.
Новый начальник генштаба Розвадовский приказал войскам 1-й и 4-й армий и Полесской группы занять оборону от границы с Восточной Пруссией, по линии Граево — Осовец — Каменец-Литовский — Кобрин.
Используя сложившуюся обстановку, Пилсудский решил дать решающее сражение на Западном Буге. Его план предусматривал усиление Полесской группы в районе Бреста за счет войск из Галиции, и нанесение этими силами удара на север, в левое (южное) крыло стремящихся к Висле войск Западного фронта. Двумя условиями реализации этого плана были следующие:
а) удержание польскими войсками Бреста;
б) нанесение поражения 1-й Конной армии Буденного (именно выполнение данного условия позволило бы перебросить часть польских войск с Украины).
При отступлении на указанный рубеж обороны, правое (южное) крыло 4-й армии — группа генерала Даниэля Конажевского, командира 1-й дивизии Великопольских стрелков (позже 14-я дивизия) — заняло позиции между Пружанами и Березой Картузской. Здесь она вела бои с 8-й и 10-й СД 16-й армии Н. В. Соллогуба. Но левое крыло 4-й армии — группу генерала Владислава Юнга, командира 15-й пехотной дивизии — части Красной Армии с хода отбросили за Нарев.