Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Настоящая наступательная операция показала, что вражеские оборонительные действия основывались главным образом на упорной борьбе в тактической полосе, причем с целью ликвидации прорыва главной полосы обороны немцы используют корпусные, армейские и даже фронтовые резервы.
Кроме того, на направление активных действий перебрасываются отдельные подразделения и части, снятые с пассивных участков.
По опыту прошлых боев снятие частей для переброски на направление активных действий обычно производится в ночное время, а в случае необходимости и днем под прикрытием сильного огня всех видов и авиации.
На пассивных участках противник оставляет небольшие силы, чаще всего из специальных тыловых частей, или же перебрасывает из района активных действий обескровленные в боях части. Как, например, 212 пд, понесшую в боях до 70 % потерь, противник 9.4 вывел из боя и поставил в оборону на пассивный участок перед соседом слева.
Стремясь скрыть подлинное положение своих частей на пассивных участках и вскрыть нашу группировку и намерения, противник, как правило, активизирует деятельность мелких разведывательных групп и ведет тщательную авиационную разведку наших расположений, имея в виду возможность активных действий с нашей стороны.
Анализируя ход боевых действий в районе прорыва, следует признать, что противник достаточно умело маневрировал резервами. Это явилось одной из основных и главных причин, задержавших наступление наших войск на подступах к р. ВЕЛИКАЯ.
В качестве иллюстрации этого положения приведем примеры.
В первый день боя, 31.3, части противника (380 пп 215 пд и 453 пп 212 пд), действовавшие в первой линии обороны и принявшие на себя весь огневой удар, понесли исключительно большие потери в живой силе и технике. На усиление их из района ОРЕХОВА ГОРА из дивизионного резерва немедленно был переброшен 316 пп 212 пд и с ходу введен в бой в районе СТРЕМУТКА (южная). В этот же день был переброшен 24 апп 12 апд из оперативного резерва из района МЕКИХОРМА и с ходу введен в бой в районе БРОДЦЫ.
Одновременно противник начал переброску 94 пп 32 пд из района ИДРИЦА (2-й Прибалтийский фронт) и 12 тд с первого Прибалтийского фронта.
В последующие четыре дня противник ввел в бой 94 пп 32 пд в р-не ДАНЬШИНО, 422 пп 126 пд в районе ТОРОЖЕНКА, переброшенный с участка восточнее ПСКОВ, 24 пп 21 пд в районе ПОДБОРОВЬЕ, переброшенный с участка сев. ПСКОВ, 390 пп 215 пд в р-не ЛЕТОВО, переброшенный с участка вост. ПСКОВ, 374 пп 207 охр. дивизии в р-не КРЫШЕВО, переброшенный с западного берега оз. ЧУДСКОЕ.
В период с 5 по 10.4 произвел перегруппировку войск на участке прорыва, откуда снял части 212 пд, взамен которых поставил в первую линию 422, 426 пп 126 пд, 24 пп 21 пд, 374 пп 207 охр. дивизии.
В этот же период противник произвел перегруппировку артиллерии, создав наибольшую плотность на флангах направления, особенно южнее ПСКОВ, где на огневых позициях сосредоточил 126, 215 ап, 814,929 тад РГК и 802 ап РГК. Всего на участке протяженностью 10 км противник имел 250 орудий калибра 105, 150 и 210 мм и 200 минометов калибра 81, 105, 120 мм, т. е. по 25 артиллерийских орудий и по 20 минометов на один км фронта.
Таким образом, не имея оперативного резервов, противник был вынужден усилить действующие части на участке прорыва за счет ослабления группировки в районе сев. и восточнее ПСКОВ и частично на других фронтах.
Анализируя маневр противника по усилению направления активных действий за счет подразделений и частей, снятых с пассивных участников, а также резервных частей, можно сделать следующие выводы:
1. При активных действиях наших войск на одном из направлений, необходимо на всех остальных участках фронта держать противника, не давая ему возможности перебрасывать местные резервы и отдельные подразделения, части и соединения на направления активных действий.
Для этого необходимо в период боев активизировать деятельность мелких разведывательных групп и развед-отрядов, а также проводить частные операции с ограниченными целями.
2. Кроме того, следует выработать и проводить в жизнь хорошо продуманный план дезинформации противника, которая, кстати, нашими войсками недостаточно применяется.
3. В период начала активных действий усилить авиационную и агентурную разведки районов сосредоточения резервов противника с таким расчетом, чтобы своевременно обнаруживать момент их выдвижения на направление активных действий и оказать огневое воздействие по этим частям.
4. Подготовить артиллерийско-минометный огонь по отсечным позициям и другим возможным исходным рубежам контратак противника.
5. Всемерно развивать успех наступления в первые два дня боя, когда у противника имеются местные резервы, которые не могут серьезно воспрепятствовать продвижению наших частей.
6. Ко времени ввода вновь подошедших резервов противника иметь соответствующий резерв живой силы и боеприпасов, для того чтобы не только парировать его контрудар, но и разгромить контратакующие части и выполнить поставленную задачу.
Необходимо отметить, что немецкие части, будучи выбиты из своих опорных пунктов и понесшие потери, при отходе проявляют меньшее упорство и действуют нерешительно. Офицерский состав в этот период часто теряет управление. Особенно на этот счет показательны примеры боев в районе ЛУГА и на подступах к ПСКОВСКО-ОСТРОВСКОМУ оборонительному рубежу, когда разрозненные и разбитые немецкие части отходили неорганизованно и по существу панически. Это подтверждают и сами пленные. Пленный 121 фузилерного батальона 121 пд, захваченный 25.2, на допросе показал, что от ЛЮБАНИ до ЛУГА дивизия отступала в страшном беспорядке. Все смешалось, ничего нельзя было найти.
Пленный роты ПТО 215 пд, захваченный 31.3 в районе КРЫШЕВО, показал, что 31 марта во время боя он не видел ни командира роты, ни командира батальона.
Пленный 3 роты 380 пп 215 пд, захваченный 31.3 в р-не КНЯЗЕВО, на допросе показал, что перед частями была поставлена задача – любой ценой удержать занимаемый рубеж. Офицеры говорили неоднократно, что ПСКОВСКИЙ оборонительный рубеж мы должны держать до последнего солдата, ибо на это счет имеется приказ Гитлера. Но несмотря на это все же при атаке русских солдаты стали в панике разбегаться.
В этот период замешательства и потери управления внутри вражеской обороны необходимо все усилия всех родов войск направить к быстрому и энергичному развитию успеха, не давая противнику передышки и возможности закрепиться на промежуточном рубеже.
Как показывает опыт, артиллерийское обеспечение обороняющейся пехоты противника и взаимодействие между этими родами войск в боях на ПСКОВСКО-ОСТРОВСКОМ рубеже немцами было организовано и поставлено на должную высоту.
Вследствие того, что участок прорыва оборонительной полосы противника был узким (10 км по фронту и до 9 км в глубину), он простреливался сквозным огнем почти всех видов оружия.