Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Иранская операция показала фюреру, что рано списывать со счетов Красную Армию, что она в состоянии не только обороняться, но и вести наступательные действия. Война не закончится в 1941 г. — был вынужден признать Гитлер, — а это значит, что так тщательно разработанный план «Барбаросса» и все остальные операции, которые должны были за ним последовать, потерпели крах.
Были сорваны германские планы нападения на Советский Союз с территории Ирана или ее использования против других стран. Все варианты прорыва в Британскую Индию, разделы Ближнего и Среднего Востока рассыпались в прах. Ни о каком сотрудничестве иранского правительства с нацистской Германией не могло быть и речи, Третий рейх мог теперь рассчитывать только на деятельность тайных профашистских групп и на подрывную работу немецких диверсантов, успевших скрыться в подполье. Последовавшая вслед за этим высылка германской и итальянской колоний из Афганистана еще более ослабила позиции стран «оси» на Среднем Востоке.
Когда 25 августа 1941 г. в Иран были введены советские и английские войска, то этим были сорваны не только нацистские планы нападения на СССР с юга, но и проведение операций на Ближнем и Среднем Востоке. В сводке министерства иностранных дел от 3 сентября 1941 г. с сожалением отмечалось: «Прямые контакты с Индией через агентов и связных больше невозможны», — констатирует известный российский индолог A. B. Райков[595].
Бесценный опыт наступательных боевых действий получила Красная Армия, впервые добившаяся поставленной цели совместно с британскими союзниками. Иранская операция стала война «на чужой земле и малой кровью», мысль о которой с конца 1930-х гг. так упорно вдалбливалась коммунистической пропагандой в головы советских людей.
Результаты иранской операции были важны в морально-психологическом плане. Летом — осенью 1941 г., когда немецкие войска рвались к Москве и решалась судьба Советского государства, ее успешное завершение подняло боевой дух красноармейцев и вдохновило их на разгром главного врага — нацистской Германии.
Советские войска находились на территории Ирана на протяжении всей войны. Здесь будет уместно вспомнить о том, что в договоре 1921 г. не были указаны сроки и условия вывода войск.
Еще 15 октября 1941 г. в качестве «немедленной помощи» А. Иден и У. Черчилль решили предложить И. Сталину вывести советские войска из Ирана, оставив лишь по соображениям политического характера «символическую» часть. Британское правительство обязалось взять на себя охрану Северного Ирана и гарантировать защиту советских интересов в этом регионе. Более того, англичане предлагали направить свою «символическую» часть на Кавказ. А. Уэйвеллу были даны указания немедленно отправиться в Тбилиси и договориться там обо всех обстоятельствах. Он получил четкие инструкции обсудить с советскими представителями и вопрос о возможной посылке более крупных британских сил в СССР (на Кавказ, в Донбасс и т. п.)[596]. Естественно, что И. Сталин, разгадав хитрый ход британского союзника, ответил вежливым отказом.
В октябре — ноябре войска Закавказского фронта, вошедшие в Иран, начали частичную перегруппировку на Северный Кавказ. Туда были выдвинуты соединения и части 44-й и частично 47-й армии. Было расформировано управление 53-й Отдельной среднеазиатской армии, часть сил которой была возвращена к местам прежней дислокации. Произошло объединение всех советских войск на территории Ирана под единым командованием. Численность их значительно сократилась, а потом они и вовсе ушли оттуда. Но было это уже после окончания войны. 9 мая 1946 г. последний советский солдат покинул иранскую землю. Сам по себе вывод войск и все то, что ему предшествовало, заслуживает особого внимания. Но это предмет уже для отдельного исследования.
Приложение № 1
Сводка генштаба иранской армии № 1[597]
В 4 часа 25 августа советские войска на севере и английские войска на западе и юго-западе нарушили границы страны и начали наступление.
Города Тебриз, Ардебиль, Резайе, Хой, Ахер, Миандоаб, Маку, Мехабад, Банаб, Решт, Хасан Кияде, Миан, Ахваз и Пехлеви подверглись нападению с воздуха, в результате чего имеются многочисленные жертвы среди гражданского населения. Несмотря на бомбардировку казарм, жертвы среди воинских частей сравнительно невелики. В районе Тебриза зенитной артиллерией был сбит один неприятельский самолет.
Советские моторизованные части и механизированные войска наступают в направлении Джульфа — Маранд — Поледаши — Маку — Кара Зияэддин, а моторизованные и механизированные английские войска в направлении Ханекин — Касре-ширин — Нефтханэ — Гилян — Абадан — Шахпур — Касре-шейх.
Советские морские силы произвели нападение на побережье Каспийского моря, а английские морские силы — на Бендер-Шахпур и Хорремшехр.
Застигнутые врасплох иранские воинские части поспешили в мере возможности навстречу неприятелю и, войдя в соприкосновение с ним на различных участках, приступили к оборонительным действиям, а на западном участке вывели из строя два броневика и приостановили продвижение противника.
Во всех северных и западных районах дух превосходный. Притекающие массами добровольцы требуют отправки на фронт для защиты отечества.
Приложение № 2
Литературный перевод песни, распеваемой иранцами после отречения от престола Реза-шаха Пехлеви[598]
Бежал он от родины, водку оставив,
На ломберном столике карты валяются,
Бешено псы его вой продолжают,
Знамя и львы прахом пошли все.
Уехал отец, но остался сыночек.
Загублен бедняжка Иран как держава,
Поношен, осмеян, остался без средств,
С сумой за спиною, оборван, в лохмотьях,
Ни мысли в уме и ни силы — в деснице.
Смылся развратник, [….] остался.
Войска уже нету, одни офицеры,
Да и от них холуи лишь остались,
Крах голубятнику — голубь останется,
Рухнет коль хата — косяк ведь останется,
От шахских богатств же лишь опись осталась.
Шах малоумный опозорился в бегстве,
Бежавший, унес нашу веру и чувства,
А с ними и злато и ценные камни.
Хоть волком ты взвоешь, взывая к Аллаху,