Шрифт:
Интервал:
Закладка:
В Бобруйске с 23 августа началось формирование запасного стрелкового полка. Там же в начале сентября по решению Польбюро ЦК РКП(б) были созданы объединенные польские курсы красных командиров (1050 курсантов).
Одновременно на станции Койданово в Минском уезде формировался польский кавалерийский полк и артиллерийский дивизион. Командование Западного фронта отдало распоряжение о направлении в формируемые польские части всех мобилизуемых в Минской губернии поляков и других лиц, говорящих на польском языке.
Но дальнейшие события (контрнаступление польской армии на фронте и заключение перемирия) сорвали этот масштабный план.
Более реальным делом казалось создание польского красного полка в Белостоке. Однако при всей кипучей энергии членов Польревкома и подчиненного ему Белостокского ревкома, а также несмотря на оголтелую пропаганду, результаты вербовки оказались более чем скромными. В Белостоке, население которого насчитывало 75 тысяч человек, в польскую компартию записались всего-навсего 80 человек, а в Польскую Красную Армию — несколько десятков человек. В результате, вместе с присланными из Белоруссии и России поляками-большевиками, к 1 сентября в этом полку насчитывалось только 175 человек: 150 красноармейцев и 25 командиров (фактически, одна рота).
Этот «полк» охранял Польревком и его учреждения. Польские красноармейцы сопровождали Польревком в город Вышков (50 км на северо-восток от Варшавы), где перед штурмом Варшавы находился штаб 3-й армии Западного фронта. Дзержинский, Мархлевский и другие «товарищи» разместились в резиденции местного ксендза. Отсюда они собирались торжественно въехать в Варшаву 15–17 августа.
Но поражение войск Западного фронта под Варшавой и приближение польских частей к Белостоку заставило Польревком со всеми его службами 20 августа бежать далеко на восток, в Бобруйск. Там Польревком тихо и незаметно прекратил свое существование, подобно тому, как годом раньше это произошло там же с властями Литовско-Белорусской ССР.
Вместе с польскими частями, формировавшимися на территории Белоруссии, Польская Красная Армия к октябрю 1920 года насчитывала 2500 человек. Половину из них составили советские инструкторы, либо поляки, направленные из РККА. Большинство остальных были евреи — жители Белостока и ближайших местечек.
Договор от 12 октября 1920 года о перемирии и прелиминарных (предварительных) условиях мира между РСФСР и УССР, с одной стороны, Польшей — с другой, предусматривал в будущем мирном договоре положение, согласно которому обе стороны обязывались «не создавать и не поддерживать организаций, ставящих себе целью ниспровержение государственного или общественного строя другой стороны».
Поэтому правительству РСФСР пришлось ликвидировать находившиеся на территории ССРБ части ПКА. Приказом РВС от 30 октября 1920 года их переименовали в части «Красных коммунаров» и перевели в Приуральский военный округ, подальше от польской границы. А польские курсы красных командиров в октябре перевели в Смоленск, и оттуда в начале ноября — в Москву.
Больше никто уже не вспоминал ни о Польревкоме, ни о Польской Красной Армии, ни о Польской Советской Социалистической Республике. План создания социалистической Польши в то время был нереален. Его инициаторы, отуманенные идеей всемирной пролетарской революции, плохо знали реалии жизни в Польше и совершенно не учитывали патриотические настроения польского народа.
* * *
Аналогичная история произошла и в Западной Украине, где в те времена тоже проживало польское население. Но там политическая ситуация была несколько иной. Руководство большевистской партии учло, что Западная Украина (Галиция) около 150 лет находилась в составе Австрии и там, наряду с польским, существовало сильное украинское национальное движение. Лучше всего другого в этом факте убеждало создание Западно-Украинской Народной республики. Поэтому большевики выдвинули идею создания Советской Западной Украины — Галиции.
Еще в 1919 году в Киеве было создано Бюро (затем комитет) компартии Восточной Галиции и Буковины при ЦК КП(б)У. А в конце апреля 1920 года в Киеве появился на свет Организационный комитет, которому поручалось создание низовых органов партии.
Наконец, 8 июля 1920 года Оргкомитет совместно с ЦК КП(б)У создал орган советской власти для Восточной Галиции, занимаемой в это время частями Красной Армии — Галицийский Революционный Комитет (Галревком). Его возглавил известный большевик Владимир Петрович Затонский (1888–1939), член РВС 14-й армии Юго-Западного фронта, член ЦК КП(б)У.
Вначале Галревком находился в Подволочиске (на берегу реки Збруч), потом переехал в Тернополь. 1 августа Галревком издал декрет, которым упразднил все органы власти Польши, ЗУНР и УНР, провозгласил Галицийскую Советскую Социалистическую Республику и объявил о создании местных ревкомов. Однако деятельность Галревкома ограничилась небольшой территорией, а вскоре Красной Армии пришлось отступать, после чего Галревком навсегда ушел в небытие.
Таким образом, попытка создания псевдонациональных большевистских правительств в Польше и Галиции полностью провалилась.
Кстати говоря, точно такой же план «советизации» существовал в ЦК Российской компартии и в отношении Литвы, но он мог осуществиться только после разгрома польской армии. Поэтому официально его не выдвигали, но в Вильне, вскоре после того, как туда вошли войска Красной Армии, начали действовать ЦК компартии Литвы и Литовский ревком. Целью литовских большевиков являлось восстановление Литовской Советской Республики.
Заключив мирный договор с Литвой 12 июля 1920 года и формально передав ей значительную часть Белоруссии, Совнарком РСФСР не спешил отдавать Литве ни Вильню, ни другие белорусские земли. Задержка объяснялась необходимостью обеспечения коммуникаций и флангов красных войск. Но реальная причина была иной. Руководство партии большевиков хотело ликвидировать независимость Литвы путем «пролетарской революции» и присоединения к советской России в виде еще одной советской республики.
Однако литовское национальное правительство настаивало на передаче ему территории, уступленной Россией по мирному договору. Поэтому представители военного командования обеих сторон 6 августа, во время наступления Красной Армии на Варшаву, подписали в Ковно (Каунасе) конвенцию об эвакуации российских войск с территории Литвы. Вся территория, подлежавшая передаче, была разделена на три зоны: северную с городом Свенцяны, среднюю — с городом Вильня, южную — с городами Лида и Гродно. В северной и средней зонах эвакуация российских войск должна была начаться немедленно после подписания конвенции и завершиться в северной зоне через 3 дня, а в средней не позже 1 сентября. Начало и окончание эвакуации южной зоны должно было определить особое соглашение российского и литовского командования.
Конвенцию подписали член Реввоенсовета 4-й армии И. Межлаук и министр народной обороны Литвы полковник-лейтенант К. Жукас.