-
Название:Батюшка Ипполит
-
Автор:Роман Голованов
-
Жанр:Разная литература
-
Страниц:63
Краткое описание книги
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Роман Голованов
Батюшка Ипполит
Отдельная благодарность за помощь в создании книги Борису Корчевникову, генеральному директору телеканала «Спас» и Николаю Захарову, руководителю издательства «Синопсисъ». Без вас ничего бы не получилось.
Каждый герой этой книги внес свой вклад в сохранение памяти о современном старце и подвижнике архимандрите Ипполите (Халине). Над текстом работала наша творческая группа авторов:
Ольга Соколова — редактор книги; Григорий Пенкнович — журналист; Александр Матросов — режиссер; игуменья Аланского Богоявленского женского монастыря Нонна (Багаева); Галина Парамошина, Екатерина Востокова — расшифровка интервью; Елена Терентьева — верстка; Илья Глазунов — дизайн обложки, Людмила Кириллова — корректор; Лидия Голованова — линейный продюсер.
У Ангела два крыла, у Серафима шесть, а у человека столько крыльев, сколько у него любви.
«Если бы нужно было назвать человека, который является образом кротости, то это был отец Ипполит. С этой его огромной бородой, завязанной на узелочек. Когда мы произносили «отец Ипполит», то понимали, что это человек, который имеет абсолютно искреннюю любовь, смирение, — все то, о чем говорит апостол Павел, когда поминает о дарах духовных».
«С отцом Ипполитом мы вместе служили и жили на Афоне. Он — настоящий русский человек. А русский — это трудолюбивый, спокойный, ищущий духовной жизни, честный, добрый, уважительный к людям человек».
«Святость, видимо, правда похожа на свечку. И по горению остальных свечей узнаешь огонь той свечи, от которой они зажглись. Так я узнал отца Ипполита. Увидел в тех, кто знал его близко. И сделал поразительное открытие: отблески Фаворского света долго остаются на лицах, всю жизнь, если люди хранят память о том угоднике Божием, который излил на них этот свет».
«Я увидел отца Ипполита, когда служил иподиаконом. Мы приехали в храм, где батюшка был настоятелем. Он встретил нас улыбкой, в которой была открытость перед Богом, была способность вместить Бога. После этого никаких сомнений не осталось, я попросил его стать моим духовником».
Мой духовный дедушка
Роман Голованов, ведущий телеканала «Спас»
Он говорил молчанием. И это молчание было исполнено благодати Святого Духа. Старец Ипполит всегда ждал будто бы тебя. Сидел в своей стасидии или бродил с посохом по монастырю. Смиренный. Тихий.
Приезжает к батюшке в Рыльск человек с онкологией. Врачи говорят, жить осталось три-четыре месяца. А возвращается через год в московскую больницу исцеленным.
Его называют Серафимом Саровским наших дней. Кстати, отец Ипполит родился в двадцати километрах от деревни Серафима Саровского в Курской области. Два будущих старца — Прохор Мошнин и Сережа Халин — ходили по одним дорогам, пасли коров на одних лугах, молились в одних храмах. Жили, чтобы показать мятущейся русской душе путь к Богу.
Семнадцать лет трудился на Святой Горе. Выполнял послушание Силуана Афонского. Унаследовал его дух и материнское сердце.
Отец Ипполит застал закат русского старчества в Глинской пустыне и в Печорах. А потом вернулся на родную землю, чтобы восстанавливать Рыльский монастырь. Здесь происходили самые невероятные чудеса исцелений. Речь даже не про больные почки и селезенки. Через старца Господь являл главное чудо — преображение людей. Выдергивал их из мира. Прошлая жизнь оставалась за воротами монастыря. Наркоманы бросали героин. Режиссер стала игуменьей. Борец — иеромонахом. Батюшка готовил духовное войско. Не иначе. Старец видел, у кого на лбу светятся «золотые крестики». Помогал подготовиться к духовным испытаниям.
Слава про «старца с Афона» полетела по всей России. Десятки автобусов поехали в Рыльск при его жизни. Онкология. СПИД. Алкоголизм. Наркомания. С чем только не шли к батюшке. Господь поставил его принимать на себя человеческое горе. Страшно представить, но старец Ипполит знал про людей все. Господь открывал ему тайники человеческого сердца. Это был крест батюшки. Он видел, какие страдания ждут человека впереди. И понимал, что оградить от беды не сможет — только будет молиться за него.
Отец Ипполит скрывал свою прозорливость. Никому не навязывал свои советы. Молчал, пока не спросят. Он мечтал уйти в затвор. Но батюшка понимал, как русскому человеку нужен земной помощник. Тот, который выслушает. Поплачет вместе с ним. Помолится за него. Он всегда помнил, как его — послушника Сергия — в келье Глинской пустыни исцелил духовник Андроник (Лукаш). Как молодому человеку тогда было плохо от невообразимой температуры, как он задыхался от кашля. И что испытала его душа, когда Господь явил чудо, и он исцеленным вышел из кельи на третий день…
…Старец Ипполит не говорил проповеди. Признавался: «Я не умею говорить». Он любил дело и труд. Учил: «отец, все книги написаны, надо делать!» Поэтому многих приезжавших отправлял на послушание — косить траву на лугу и выкорчевывать пни. Этот луг необычный. Его называют «Лужок ангелов». Святая русская земля. Здесь выкорчевывали не просто корни из земли, а собственные страсти, так глубоко засевшие в душе.
Жили в Рыльске очень бедно. Есть картошка? Месяц едим картошку. Прислали машину гречки — значит, все будет из гречки. Рыбка только на большие церковные праздники. Зато на столе всегда было много монастырского хлеба. Старец говорил: «В хлебе сила!» Буханки пекли прямо в монастыре. Старец кормил всех, кто приезжал в монастырь. Сначала трапезная, потом дела.
Особая любовь батюшки — коровы. Он скупал их у местных. Даже не смотрел на состояние живности. Люди приводили в монастырь полудохлую скотину. А старец все равно платил им выше базарной цены. Это тайная добродетель. Скрытое милосердие. На что им деток кормить? И семью содержать? Это была такая помощь рублем от старца. А еще — умягчение злых сердец. Местные хотели обхитрить батюшку, подсунуть больную корову. Отец Ипполит все прекрасно понимал. Никого не разоблачал. Смиренно платил. Буквально история из древнего монашеского патерика. Потом коровы оживали, добрели, шли на луга и давали молоко. Стадо было за 200 голов. Главный совет, который давал батюшка:
«Терпи, отец». Вот эта русская жертвенность, самоотдача, жизнь ради других. И тихая-тихая святость. Да, я батюшку никогда не видел. Но чувствую, что он всегда рядом. Он со мной. Мой духовный дедушка. Попросит за меня Там. Поддержит. Что такое