-
Название:Сверхизбыточность. История роста населения, инноваций и процветания человечества на бесконечно богатой планете
-
Автор:Marian L. Tupy
-
Жанр:Разная литература
-
Страниц:114
Краткое описание книги
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
@importknig
Перевод этой книги подготовлен сообществом "Книжный импорт".
Каждые несколько дней в нём выходят любительские переводы новых зарубежных книг в жанре non-fiction, которые скорее всего никогда не будут официально изданы в России.
Все переводы распространяются бесплатно и в ознакомительных целях среди подписчиков сообщества.
Подпишитесь на нас в Telegram: https://t.me/importknig
Мариан Тупи и Гейл Пули «Сверхизбыточность. История роста населения, инноваций и процветания человечества на бесконечно богатой планете»
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Смертоносная идея Таноса: от древности к современности и далее
ГЛАВА 1. Находимся ли мы на пороге прогресса или перед нами апокалипсис?
ГЛАВА 2. Интеллектуальные и практические предшественники Таноса
ГЛАВА 3. Джулиан Саймон и пари, которое сделало его знаменитым
ЧАСТЬ ДВА. Измерение изобилия: новая методология, эмпирические данные и углубленный анализ
ГЛАВА 4. Введение в концепцию изобилия Саймона
ГЛАВА 5. Изобилие личных ресурсов: эмпирические данные и анализ
ГЛАВА 6. Изобилие популяционных ресурсов: методология, доказательства и анализ
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Процветание человека и его враги
ГЛАВА 7. 7-миллионное путешествие человечества от африканских тропических лесов до промышленной революции
ГЛАВА 8. Эпоха инноваций и великого обогащения
ГЛАВА 9. Откуда берутся инновации? Решающую роль играют рост населения и свобода
ГЛАВА 10. Враги прогресса - от романтиков до крайних защитников окружающей среды
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Резюме
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Может ли суперизобилие быть долговечным?
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Поскольку экономические модели и уравнения ограничены рамками, центральное место во всей экономической мысли занимает проблема изобилия и дефицита. В 1932 году известный британский экономист Лайонел Роббинс определил экономику как науку о дефиците. Он писал: "Экономика... изучает человеческое поведение как взаимосвязь между целями и ограниченными средствами, которые имеют альтернативное применение".
На протяжении столетий в академических башнях из слоновой кости звучали слова о множестве целей и ограниченности средств. В этой в высшей степени противоречивой книге Мэриан Л. Тупи и Гейл Л. Пули опрокидывают столы в храме традиционного мышления. Они используют строгие и оригинальные данные и анализ, чтобы провозгласить евангелие изобилия. Экономика и, в конечном счете, политика будут надолго преобразованы.
При этом была низвергнута историческая концепция преподобного Томаса Мальтуса о фатальном конфликте между геометрическим ростом численности населения и линейным ростом запасов продовольствия для его поддержания. В 1798 году Мальтус положил начало актуальной до сих пор моде объявлять рост населения в конечном счете "неустойчивым" перед лицом конечных ресурсов ограниченной планетарной среды.
После Второй мировой войны британский философ Бертран Рассел вновь поднял вопрос о перенаселении как о глобальном кризисе. Он заметил, что даже война оказалась "разочаровывающим" средством борьбы с ростом населения. Он уныло предположил, что в будущем "возможно, бактериологическая война окажется более эффективной".
Тупи и Пули доказывают несостоятельность самой этой идеи. Они доводят до конца аргументы своего вдохновителя, покойного экономиста Джулиана Саймона, показывая, что единственным конечным дефицитом являются человеческие жизни. Тупи и Пули превращают экономику из "мрачной науки о нехватке" в искупительную науку об изобилии и творчестве. Свидетельством экономического изобилия является почти восьмикратный рост численности населения Земли с 1800 г., когда люди живут в среднем на 45 лет дольше своих предшественников и потребляют в геометрической прогрессии больше товаров всех видов.
Люди обеспечивают свое существование, работая друг на друга и торгуя друг с другом. При этом они как создают новые ресурсы, так и предоставляют и доказывают свою способность обеспечить еще более значительное увеличение численности населения. В книге "Сверхизбыточность" Тупи и Пули приводят горы данных, которые делают понятие "устойчивость" придирчивым отвлечением людей, лишенных видения. В то же время они предлагают новую модель экономических измерений, основанную на теории информации.
Главным критерием и мерилом богатства является время. То, что остается дефицитным, когда все остальное становится изобилием, - это наши минуты, часы, дни и годы. Время - единственный ресурс, который нельзя переработать, сохранить, продублировать или восстановить. Деньги - это, по сути, токенизированное время. Когда у нас заканчиваются деньги, у нас на самом деле заканчивается время, чтобы заработать больше. Если оценивать стоимость по этому единственному универсальному показателю - времени, то мы переживаем золотой век капитализма.
Самым большим прорывом в экономике XXI века является комплексный и творческий перевод цен в цены времени. Цены времени рассчитывают количество часов и минут, необходимых для того, чтобы заработать деньги на покупку товаров и услуг. В отличие от денежных цен, цены времени однозначны и универсальны, это истинные цены. Все остальные цены являются круговыми, измеряя стоимость измеряемыми стоимостями, товары - товарами, рыночные капиталы - денежными рынками. Тупи и Пули берут эту фундаментальную экономическую концепцию и делают ее стержнем новой провидческой теории экономических измерений.
Данные, собранные Тупи и Пули начиная с 1850 г., показывают, что на протяжении более чем полутора веков, если судить по временным ценам, изобилие ресурсов росло со скоростью 4% в год. Это означает, что каждые 50 лет экономика реального мира увеличивалась примерно в семь раз. В период с 1980 по 2020 г. при росте населения на 75% временные цены на 50 основных товаров, обеспечивающих жизнь, упали на 75%. Это означает, что на каждый прирост населения мировые ресурсы увеличиваются в 8 раз. Тупи и Пули подтверждают революционную мысль Саймона: люди - это не бремя для ресурсов, а их источник.
Вопреки всем заявлениям об инфляции и обесценивании денег, о бешеных долгах и нулевых процентных ставках, Тупи и Пули показывают, что эти темпы реального роста даже увеличились. Возможно, острие копья переместилось из Калифорнии в Техас, из США в Китай, Индию, Израиль и даже Африку. Но везде, где предприниматели могут свободно создавать и продавать свои изобретения , цены времени падают. Цены времени показывают, что в течение первых 20 лет века экономика Китая росла в среднем более чем на 10% в год.
У каждого человека, независимо от того, богат он или беден, в сутках всего 24 часа. Но при снижении цен на время именно бедные люди зачастую получают огромные и неодинаковые преимущества. Вместо сизифовой борьбы за пропитание у них появляется больше свободного времени для изобретений и инноваций. Так, вместо того чтобы тратить каждый час бодрствования на охоту и добычу пищи для жизни, обычные люди сегодня зарабатывают на еду за считанные минуты.
Как показывает исследование Superabundance, временная стоимость приобретения риса в качестве продовольствия на день в Индии снизилась с примерно семи часов в 1960 г. до менее часа