-
Название:Земля под ногами. Из истории заселения и освоения Эрец Исраэль. 1918-1948. Книга 2
-
Автор:Феликс Кандель
-
Жанр:Историческая проза
-
Год публикации:2008
-
Страниц:117
Краткое описание книги
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
"Сторонний наблюдатель можно принять сионистов за сумасшедших. И действительно, если бы мы были нормальными, то не мечтали бы об Эрец Исраэль, а оставались на месте, как все люди. Кто не верит в трудный путь, кто думает, что опасный путь не стоит выбирать, тому лучше сидеть дома. Со страхом и робостью не построить постоянный Дом для народа".
Хаим Вейцман, первый президент государства Израиль (из выступления в 1914 году)
Вторая книга "Земля под ногами" является хронологическим продолжением предыдущей книги того же автора, которая завершалась темой - Эрец Исраэль в годы Первой мировой войны.
Продолжим наш рассказ с 1918 года и сразу оговоримся, что будем продвигаться не спеша в этом повествовании, из года в год, от события к событию, не пренебрегая и самым малым. Приезд в Эрец Исраэль и заселение здешних земель шаг за шагом, поселок за поселком, виноградник за виноградником - это была стратегия тех времен, насущная необходимость, никем со стороны не навязанная. Недаром сказал М. Усышкин, один из российских сионистов: "У каждого народа столько неба над головой, сколько у него земли под ногами". А эту землю надо было заселить и освоить.
Неспешное повествование может не понравиться нетерпеливому читателю, но кто, в конце концов, способен предугадать, какое событие более значительно в истории народа, а какое менее? Время само определит и разложит по полочкам, время разберется во всем и решит, что ему брать с собой, а что оставлять в прошлом, - наше дело рассказывать и рассказывать.
Работая над книгой, просматривая многочисленные материалы исследователей, журналистов и очевидцев, автор не переставал поражаться обилию противоречий в описании этого периода истории Эрец Исраэль. На них - на историков и очевидцев -влияла идеология тех времен, неприятие иных взглядов, борьба "за души" в общественной жизни страны, а потому в своих работах и воспоминаниях не каждый сумел избежать "идеологических соблазнов", анализируя события в соответствии со своими убеждениями, с принципами той партии, к которой принадлежал. Это создавало для автора дополнительные трудности, не преодоленные до конца в этой книге, с которыми удастся, быть может, справиться в последующих изданиях, если таковые появятся.
И еще одно. Читатель, знакомый с первой книгой "Земля под ногами", наверняка удивится, обнаружив некие повторы в теперешнем повествовании. Эти повторы предназначены для того, кто не держал в руках предыдущую книгу и только теперь начал знакомство с историей заселения и освоения Эрец Исраэль с 1918 по 1948 год. Это был - на взгляд автора - впечатляющий период истории "государства в пути": невероятные события, удивительные личности и, наконец, создание еврейского государства, которое произошло при обстоятельствах, граничащих с чудом.
Окончание Первой мировой войны. Мандат на управление Палестиной. Положение еврейского населения
1
В руках у автора - дневник девушки, попавший к нему случайно. Имя девушки автору неизвестно; известно только, что жила она на Украине, работала в трудовом отряде Ге-Халуца, чтобы подготовить себя к нелегкой жизни в Эрец Исраэль, приехала на эту землю в 1920 году, провела свои годы в кибуце возле Иерусалима, переносила вместе со всеми лишения, страдания, изнурительный труд, борьбу за право жить на этой земле.
Каменец-Подольский, Украина, разгар Гражданской войны, убийства и погромы с неисчислимыми еврейскими жертвами - из дневника на русском языке неизвестной девушки:
"11 февраля 1920 года.
Через три дня мне исполнится двадцать лет, но я чувствую, что душа моя гораздо старше... Какое счастье, в конце концов, - страдать!.. Сколько содержания вносят в нашу жизнь душевные переживания, особенно тяжелые. Они очищают душу, делают ее тоньше, богаче. Уметь страдать - такое же искусство, как и уметь наслаждаться.
Нас называют мечтателями, безумцами, борцами с ветряными мельницами. Чудаки! Они не знают, сколько счастья в сознании, что ты не спишь, а горишь, - да и что из того, если сгораешь?.. Нет сомнения, путь, избранный мной, - единственно верный, способный удовлетворить мой беспокойный дух. У меня нет восторженного порыва, фантазерства. Взамен этого простое рассуждение: избранный путь тяжел и тернист, но он даст возможность бороться и, в конце концов, приведет нас к созданию новой жизни на началах разума и красоты.
Я не идеализирую никого и ничего. Знаю все трудности, знаю всех товарищей. Во многих сомневаюсь, многим не доверяю. Не вполне верю и в себя, в свои силы, желания. Многие уйдут, но многие и придут, и идея, сущность ее будет жить, и если не нам, то другим удастся создать те основы жизни, при которых личность сможет развиваться в обстановке наиболее соответствующей ей и разумной. И дух захватывает при мысли, что это наше дело, наша идея, наша жизнь..."
"17 июля 1920 года.
Начинаем готовиться к отъезду. Осталось пробыть здесь каких-то восемь-десять дней. До сих пор почти не верила в это, но сегодня вечером вдруг поверилось, и стало как-то жутко. Значит - конец. Всё, что до сих пор было в моей жизни, уходит в прошлое. Здесь остаются детство и юность, остается самое незаменимое для человека - отец и мать, родной дом. А по ту сторону черты туманное будущее, про которое известно только, что оно будет нелегким. Становится на секунду страшно: не взялась ли я за непосильную ношу, выдержу или паду разбитая и обессиленная?.. Разлука с домом не обойдется дешево, и мне жаль, что причиняю столько боли папе и маме... "
"27 июля 1920 года.
Заканчиваю эту тетрадку. Вместе с ней кончается моя прежняя жизнь. Послезавтра пойдем навстречу новой жизни, новым людям. Я смело смотрю вперед и в будущее. Хочу только одного - пусть оно будет тяжелым и суровым, только бы не было серым. Послезавтра в путь. Хочется верить - будущее не обманет, и во мне навсегда сохранится сознание, что мы не продешевили свои жизни."
2
А теперь начнем рассказ в хронологической последовательности.
В ноябре 1918 года закончилась Первая мировая война, что принесла с собой неисчислимые жертвы, разрушения и страдания. Не было до этого в истории человечества ничего подобного, и не случайно назвали ту войну - мировой войной. Современники воспринимали ее как предел жестокости, считали "исторической случайностью" и полагали, что ее ужасы послужат уроком и предотвратят подобное в будущем. У. Черчилль писал: "После окончания Первой мировой войны существовала глубокая уверенность и почти всеобщая надежда, что на земле воцарился мир". Так думали тогда, на это надеялись, а до начала Второй мировой войны оставались два десятилетия.