-
Название:Полуброненосные фрегаты типа “Дмитрий Донской”. 1881-1905 гг.
-
Автор:Александр Аллилуев
-
Жанр:Историческая проза
-
Год публикации:2014
-
Страниц:50
Краткое описание книги
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Книга посвящена двум крейсерам русского флота: “Дмитрию Донскому” и “Владимиру Мономаху” — кораблям, в конце 19-начале 20-го веков прошедшим через все океаны и погибшим в мае 1905 г. в Японском море.
Крейсерами парусного флота были фрегаты, корветы, клиперы, бриги и другие мелкие суда. С переходом к металлическому судостроению и бронированию кораблей фрегаты могли быть и “броненосными фрегатами” и “полуброненосными фрегатами” крейсерского назначения. В 1892 г. в классификации российских кораблей впервые появилось слово “крейсер”. Крейсера I ранга неофициально назывались броненосными крейсерами, а крейсера II ранга, защищенные только броневой палубой, — бронепалубными крейсерами.
Строительство и ввод в состав российского флота полуброненосных фрегатов “Владимир Мономах” и “Дмитрий Донской” ознаменовало важный этап в российском судостроении — переход к созданию серии кораблей крейсерского назначения. Корабли эти были добротно построены на российских верфях, представляли самостоятельный отечественный конструктивный тип и получили славные имена известных в отечественной истории великих князей.
Владимир Мономах — великий князь киевский Владимир-Василий Всеволодович (1053–1125), боровшийся за воссоединение Руси. Золотая остроконечная, увенчанная крестом, Шапка Мономаха — одна из регалий царского двора, ставшая символом самодержавия в России, сохранявшая значение коронационного венца до 1724 г., когда она была заменена императорской короной. Последующие российские императоры при коронации возлагали руки на Шапку Мономаха.
Дмитрий Донской — великий князь московский Дмитрий Иванович (1350–1389), впервые объединивший силы русского народа против иноземного ига. После победы в Куликовской битве получил от современников почетное звание Донского.
Для широкого круга читателей, интересующихся военной историей.
Крымская (Восточная) война 1853–1856 гг. поставила точку в истории парусного флота России. Паровой англо-французский флот, в котором в 1860 г. появились и первые броненосные корабли, имел подавляющее превосходство над русскими парусными деревянными кораблями.
В России в то время в Морском ведомстве не существовало органа управления, который бы вел работу по координации деятельности флота, разработке кораблестроительных программ, планов подготовки флота к военным действиям. Считались достаточными решения верховных руководителей флота — Главного начальника флота и Морского ведомства великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича и управляющего с 1860 г. Морским министерством вице-адмирала Н.К. Краббе. В случае необходимости для решения флотских вопросов собирались "особые совещания" и создавались "особые комитеты" с участием произвольно подобранных чинов флота и Морского министерства.
Было очевидно, что в случае новой войны винтовой флот не сможет надежно прикрывать побережья России и тем более не в состоянии вести борьбу в открытом море с новыми броненосными кораблями вероятных противников. Выявилась безотлагательная необходимость провести полную перестройку флота на новой технической основе путем быстрого внедрения тех достижений техники и технологии судостроения, которые уже реализовали флоты западноевропейских стран и США.
Активизация постройки броненосных кораблей в других странах обеспокоила российское Морское министерство, и Н.К. Краббе заявил, что появление броненосцев свело к нулю боевую ценность деревянного винтового флота. Поэтому первой задачей стало создание оборонительного броненосного флота. Постройка новых кораблей с металлическими корпусами и паровыми машинами была сосредоточена на Балтике, так как Парижским конгрессом 1856 г. России временно было запрещено держать боевой флот на Черном море. Для подготовки и реализации принятых решений в Англию, Францию и США была откомандирована большая группа специалистов флота и судостроения. С учетом крайне ограниченных ассигнований на судостроение решили взять курс на постройку броненосных кораблей прибрежного действия, обеспечивающих защиту отечественного побережья, и одновременно поддерживать боеспособность созданного в восстановительный период деревянного крейсерского флота. Требовалось использовать мировой инженерно-технический и промышленно-технологический опыт и, вместе с тем, всемерно уменьшать зависимость отечественного судостроения от иностранных контрагентов при поставках судостроительного железа, брони, артиллерийского вооружения и продукции машиностроения.
Польское освободительное восстание 1863 г. в польских землях, принадлежащих России (Королевстве Польском), в котором восставшие рассчитывали на помощь Англии и Франции, привело к обострению отношений между Англией и Россией. Англия не была удовлетворена итогами Парижского конгресса 1856 г. и, предприняв шаги к восстановлению военного союза с Францией, начала мобилизацию флота для вторжения в Балтийское море. Одновременно Англия поддерживала в междоусобной войне восстание южных штатов против северных штатов в США.
Россия ответила двумя решительными мерами, которые убедительно продемонстрировали английским политикам готовность России дать отпор английским домогательствам.
Морское министерство России срочно приняло программу постройки многочисленных мониторов для обороны Кронштадта и балтийского побережья. К кампании 1864 г. на Балтике были введены в строй флота 11 мониторов, покрыты броней два деревянных фрегата, ускорена постройка двух плавучих броненосных батарей. На постройке первых 15 броненосных кораблей сформировалась судостроительная промышленность, послужившая основой для дальнейшего роста броненосного флота. В отчете Морского министерства за 1863 г. говорилось: "1863 г. должен занять весьма почетное место в истории русского военного судостроения как по необыкновенной деятельности наших казенных и частных верфей, так и созданию мощного тыла в виде реорганизации адмиралтейств, возведения новых эллингов, мастерских, создание новых металлургических, броневых, пушечных и механических заводов, снабженных новыми машинами, механизмами и станками".
Другим решительным шагом (зная опасения Англии перед угрозой крейсерской войны на океанских просторах) была посылка в глубокой тайне двух крейсерских эскадр к берегам США в Атлантическом и Тихом океанах. 24 сентября на Нью-Йоркском рейде внезапно бросила якоря балтийская эскадра адмирала С.С. Лесовского, состоявшая из трех фрегатов, двух корветов и клипера. Столь же неожиданно на противоположном берегу США, в Сан-Франциско, появилась крейсерская эскадра контр-адмирала А.А. Попова, прибывшая через Тихий океан из Николаевска-на-Амуре в составе трех корветов и двух клиперов. Американцы с энтузиазмом приветствовали приход русских эскадр, усматривая в этом угрозу Англии, помогавшей рабовладельческим южным штатам. Англия оказалась совершенно не подготовленной к внезапному появлению 11 боеспособных русских крейсеров в портах США, и намечавшийся англо-французский союз распался.