-
Название:Елена Прекрасная. Красота губит мир
-
Автор:Наталья Павлищева
-
Жанр:Историческая проза
-
Год публикации:2010
-
Страниц:74
Краткое описание книги
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
На страницах этой книги предстает совсем другая Елена – не безмозглая пустышка и не покорная жертва обстоятельств и мужчин, а умная, смелая, сильная женщина, способная бросить вызов не только земным царям и безжалостной судьбе, но даже бессмертным богам! Недаром же спартанки испокон веков славились как самые свободные и независимые женщины Эллады, а Елена была истинной спартанкой! И любовью всей ее жизни стал не трусоватый Парис, а совсем другой мужчина. Кто именно?.. Читайте новый роман от автора бестселлеров «Княгиня Ольга», «Клеопатра» и «Нефертити» – захватывающую историю прекраснейшей из женщин, чья божественная красота вошла в легенду!
Сначала несколько слов о временах, в которые все происходило.
Годы Троянской войны – это XIII век до н. э. Это еще НЕ античная Греция. До Гомера как минимум полтысячи лет, до привычной нам Спарты с ее жесткой дисциплиной и особым образом жизни тоже.
Очень далеко до демократии, афинского Акрополя, спартанских законов Ликурга, Олимпиад, древнегреческой философии, трагедий, комедий…
Города-государства сосредоточены на юге материковой части, Пелопоннесе и островах. Самый сильный из них – островной Крит и пелопоннесские златообильные Микены, поражающие всех несокрушимыми циклопическими защитными постройками и богатством отделки дворцов. Большинство царств размером со среднюю деревню, «огромная» малоазиатская Троя – примерно 10 000 населения.
Многое иначе, чем представляется при словах «Древняя Греция».
И красота Елены на нас, привыкших к совсем иным стандартам, едва ли произвела бы неизгладимое впечатление. У нее наверняка были крупный прямой нос без переносицы, чуть вздернутый подбородок, капризно изогнутые губы, грудь совсем не голливудских размеров, упитанные, с мощными икрами ноги и плотненькая фигура (Венеру Милосскую изваяли гораздо позже по своим канонам, а времена кносских красавиц с осиными талиями уже прошли).
Но это был идеал крепкой женщины, способной рожать крепких детей, а других носов просто не имелось, потому для ахейцев Елена – эталон земной красоты. Достаточно вспомнить, что сами эталоны у человечества заметно менялись (и меняются) со временем и в зависимости от места пребывания. А у Елены до окончания Троянской войны было как минимум семеро детей – трое от Менелая и четверо от Париса. Но при этом красавица на все сто!
И Парис вовсе не был юношей робким со взором горящим… Любовь Елены в обмен на признание Прекраснейшей Афродита обещала ему после спора на свадьбе отца Ахилла. От обещания богини до его выполнения прошло немало времени, ведь под Троей рожденный в результате этой свадьбы Ахилл бился мужиком, имеющим взрослого сына. Но Елена уже тогда была известна как красивая женщина… Сколько же ей-то лет? Герои мифов либо не имели возраста вообще, либо их дети рождались сразу с мечами, щитами и в шлемах.
В качестве реально действующего царя Трои Александр (второе имя Париса) упомянут в хеттских документах того времени. Александр этот отнюдь не мальчик, но муж. У него до Елены была жена Энона и довольно взрослый сын Кориф, который… Впрочем, зачем заранее рассказывать слишком много? Не одной Троянской войной жил мир вокруг Эгейского моря три с половиной тысячелетия назад.
Могла ли Троянская война продолжаться целых десять лет, как у Гомера? Да, конечно, только это не была осада Трои, больше девяти лет длились боевые действия войска Агамемнона вокруг троянских земель, отсекая ее союзников, а сам город скорее явился заключительным двухмесячным кровавым аккордом. Возможно, потому Елену сначала и не слишком обвиняли в неприятностях, которые она навлекла на Трою.
Едва ли огромный ахейский флот прибыл к берегам Троады, чтобы всего лишь вернуть законному мужу сбежавшую жену. Скорее предводитель ахейцев Агамемнон понимал, что либо они, собравшись вместе, надолго ослабят могущественную Трою, либо сама Троя по одному подомнет под себя ахейские царства. Можно с уверенностью сказать, что, не будь жестокосердного микенского царя Агамемнона, все же разорившего сильный город, едва ли вообще состоялась бы та Древняя Греция, которую мы так знаем и любим. Через некоторое время Троя снова поднялась под рукой Энея и его потомков, но она уже не смогла поглотить Элладу. В истории есть персонажи, которым выпало играть необходимые, хотя и жестокие роли. Троя Приама пала, зато сложилась Эллада, Карфаген был разрушен, чтобы выжила Римская империя, кто знает, что лучше, но история такова…
Это были времена, когда боги запросто спускались с Олимпа и жили среди людей, отличаясь только бессмертием и умением творить кое-какие фокусы вроде внезапного исчезновения или появления. Характеры у них удивительно похожи на земные, из-за чего люди немало страдали. С богами можно было дружить, договориться и даже поссориться! Их воле подчинялись или противились, с ними беседовали или спорили…
Нам сложно представить разговор человека, пусть и Героя, с богом Подземного мира, а для ахейца это было вполне нормальным явлением (подумаешь, сходил к Аиду!). И заурядную драчку среди богинь тоже представить трудно. А предки имели возможность наблюдать, как треплют друг дружке золотые косыньки Афина и Афродита, толкаются в грудь, кидаются копьями или даже камнями! Где уж тут людям уберечься?
Обитатели Олимпа много столетий подавали дурной пример обитателям Земли и немало преуспели. Дурной пример, как известно, очень заразителен.
А еще хочется попросить прощения у всех, кого покоробит слово «плавали». Конечно, по морям ходят, и греки ходили, а не плавали, но роман-то дамский… Второе слово как-то привычней…
Зевс с досадой оттолкнул чашу с нектаром.
На земле основательно громыхнуло. Одинокий пастух поспешил собрать своих разбредшихся коз и погнал их к дому. Если в небесах непорядок, на земле добра не жди. И чего им не живется как людям… на всем готовом, делать ничего не надо… Пусть бы себе ссорились, если на земле это не мешало, но на прошлой неделе из-за гнева Громовержца сгорела оливковая роща. На какого-нибудь нерасторопного бога сердится, а людям убыток!
Перепуганная нимфа, подававшая главному богу нектар, замерла. Неужели в чаше что-то не так? Но сразу поняла, что не в нектаре дело, Зевсу просто скучно!
– Надоело! – загремел его голос.
Еще сильнее громыхнуло в облаках над землей. Глядя на тучи, черными клубами собирающиеся над головами, люди торопились спрятаться под крыши. Что-то сегодня Громовержец особенно не в духе.
Испуганно замерли не только нимфы, боги и богини тоже отставили в стороны свои чаши с нектаром и амброзией, переглядываясь. Что вывело из себя Зевса?
– Каждый день одно и то же: амброзия – нектар, нектар – амброзия, пиры, возлежание…
Теперь гнева Громовержца не понимал уже никто, чего еще ему нужно?