-
Название:Образ в системе психической регуляции деятельности
-
Автор:Владимир Александрович Пономаренко
-
Жанр:Психология
-
Страниц:62
Краткое описание книги
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко
Образ в системе психической регуляции деятельности
Оглавление
Введение.
Глава 1. Проблема образа как фундаментальная проблема психологии и ее значение в исследовании трудовой деятельности человека.
1.1. Образ как феномен психического отражения.
1.2. Уровни психического отражения.
1.3. Проблема образа в инженерной психологии.
1.4. Исходные посылки, принципы и методы исследования образа в профессиональной деятельности (летчика).
Глава 2. Образ полета (психический образ) в профессиональной деятельности (летчика).
2.1. Структура, содержание и функции образа полета.
2.2. Представленность психического образа сознанию летчика.
Глава 3. Особенности психического образа, обусловленные автоматизацией процесса управления.
3.1. Изменение образа полета при директорном управлении.
3.2. Психический образ. регулирующий действия летчика в автоматическом режиме управления.
Глава 4. Содержание и свойства психического образа, регулирующего действия в так называемых нестандартных ситуациях.
Глава 5. Изменение структуры образа в связи с изменением психического состояния субъекта деятельности.
Глава 6. Учет характеристик образа полета в инженерно–психологическом проектировании деятельности летчика.
6.1. Информационная среда полета и формирование образа пространственного положения самолета.
6.2. Экспериментальная оценка влияния соотношения информационной среды и концептуальной модели на содержание оперативного образа и надежность действий человека (проблема визуализации полета).
6.2.1. Исходные теоретические положения и методика экспериментального исследования. 75
6.2.2. Результаты исследования. 77
6.3. Учет специфики образа полета при проектировании индикации пространственного положения самолета.
6.4. Использование психологической теории регулирующей роли образа при обучении летчиков.
Заключение.
Литература.
АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ
Утверждено к печати Институтом психологии АН СССР
Ответственный редактор: доктор психологических наук профессор Ю.М. Забродин
Рецензенты: Т.Н. Ушакова. Л.С. Хачатурьянц
Введение.
Одной из наиболее отчетливо выраженных тенденций развития современной психологической науки является все более активное включение ее в решение задач, которые ставятся практикой. Круг таких задач, возникающих в различных сферах жизни общества, непрерывно расширяется. Но чем более возрастает многообразие практических задач, адресуемых психологии, тем острее становится необходимость разработки ее фундаментальных проблем, четкого определения основных принципов и подходов, создания единой системы методов исследования. Эффективность прикладных психологических разработок зависит от того, насколько они направляются теорией, раскрывающей сущность психических явлений, их природу и управляющие ими закономерности.
Вместе с тем теоретические концепции и схемы, сложившиеся в ходе фундаментальных исследований, оказываются перед необходимостью их проверки практикой.
Разделение исследований на прикладные и фундаментальные, конечно, условно. В реальном процессе развития науки они непрестанно переходят одни в другие. Результат глубокого фундаментального исследования всегда рано или поздно находит применение в практике, а добротное прикладное исследование обогащает теорию.
Положение о диалектическом единстве теории и практики для современного этапа развития психологической науки имеет первостепенное значение.
В данной книге предпринята попытка применения одного из фундаментальных методологических принципов советской психологии — принципа отражения — в изучении деятельности человека–оператора. На основании многолетних исследований авторы пришли к выводу, что инженерно–психологическое обеспечение надежности и эффективности действий человека–оператора, а также его обучение не могут обходиться без опоры на теоретическую концепцию образного отражения, разработанную в советской психологии, прежде всего в трудах Б.Г. Ананьева [7—9], С.В. Кравкова [78], А.Н.Леонтьева [87, 88], С.Л. Рубинштейна [132], А.А. Смирнова [137], Б.М. Теплова [147] и их последователей.
Серия исследований, результаты которых изложены в этой книге, проводилась в русле того направления, которое было определено в наших прежних работах: "Человек и техника (очерки инженерной психологии)" (1963), "Методы инженерно–психологических исследований в авиации" (1975), "Экспериментально–психологические исследования в авиации и космонавтике" (1978), а также в [45, 53, 122, 124].
По существу она является продолжением перечисленных работ. Мы попытались конкретизировать и развить общие теоретические положения, сформулированные в них, проверить возникшие гипотезы и отработать некоторые методы.
Особенность данного исследования в том, что, являясь инженерно–психологическим, оно вместе с тем относится и к проблематике общей психологии. Необходимость все более тесного контакта инженерной психологии (как и других специальных психологических дисциплин) с общей диктуется самой логикой ее развития. В то же время и общая психология испытывает большую потребность в данных, накапливаемых специальными дисциплинами, в том числе инженерной психологией (подробнее см. [100]).
Инженерная психология как самостоятельная научная дисциплина в нашей стране начала развиваться в конце 50–х годов, хотя исследования инженерно–психологического типа проводились и ранее, уже в 20—30–е годы (интересно отметить, что некоторые из них уже тогда были связаны с практическими задачами, возникающими в авиации [60, 159]).
На первом этапе развития инженерной психологии основное внимание уделялось решению частных вопросов: проводились сравнительные исследования восприятия человеком отдельных приборов разных типов, скорости и точности его реакций в разнообразных условиях, изучались процессы приема и переработки информации, передаваемой в знаковой форме, ее фиксации в кратковременной и долговременной памяти, влияние тех или иных изолированно рассматриваемых условий на эффективность и надежность действий человека и т.д.
В этих исследованиях (преимущественно лабораторных экспериментах) был накоплен большой фактический материал, сформулирован ряд инженерно–психологических принципов и конкретных практических рекомендаций [33, 65, 66, 68, 93, 158]. Уже на первом этапе развития инженерная психология опиралась на ту методологическую платформу, которая была выработана в советской психологии, и ее общую теорию. В инженерно–психологических исследованиях использовались общетеоретическая концепция деятельности как основного способа существования человека, а также теоретическая концепция восприятия, памяти, мышления, психических процессов в целом. Инженерная психология уже на начальном этапе развития дала много ценного и полезного, но она служила в основном решению частных задач. Однако уже в то время испытывалась потребность в конкретной реализации основных положений психологии, сформулированных на методологическом уровне.
С самого начала в советской инженерной психологии утвердилось понимание отношения "человек—машина" в системах контроля и управления как отношение "субъект труда — орудие (средство) труда".
Она не приняла распространенную в те годы за рубежом механистическую схему, согласно которой человек и машина трактовались как одно-порядковые элементы системы, и подчеркивала качественную специфику "человеческого звена".
Но что значит общетеоретическое положение "человек–оператор — это субъект деятельности" на конкретно–научном уровне? Как раскрыть это положение применительно к