-
Название:Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях
-
Автор:Андрей Ильин
-
Жанр:Домашняя
-
Год публикации:2001
-
Страниц:88
Краткое описание книги
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Они приходят в наш дом без спроса. Тогда, когда им заблагорассудится. Приходят и забирают близких нам людей, нас самих, а случается, и сам наш дом. Иногда мы, сами того не зная, приглашаем их в дом. Потому что не знаем «правил игры». И широко распахиваем двери, вместо того чтобы закрыть их на все замки. А потом, когда ничего уже нельзя исправить, очень сильно каемся.
Кто эти непрошеные и очень нежеланные гости? Разрешите представить: СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ, БОЛЕЗНИ И ЭПИДЕМИИ, НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ ЭКОЛОГИЯ.
В этот список вошли основные наши «враги». На самом деле их больше. Но все прочие гораздо менее опасны. Основной урожай жертв в каменных джунглях городов собирают именно эти перечисленные «враги». С них и спрос…
По определению, стихийные бедствия — это природные явления или процессы, вызывающие катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей.
Не очень удобоваримо, но в принципе ясно. И исчерпывающе. В общем, все те капризы природы, что в мгновение ока могут сломать наш привычный образ жизни, разрушить наше жилище, лишить нас здоровья и самой жизни. Одним словом — стихийные бедствия!
Впрочем, с первой составляющей данного понятия я бы поспорил. Бедствия — это да. Но стихийные? Не такие уж стихийные эти стихийные бедствия. Если разобраться.
Большинство природных катаклизмов в первую очередь обусловлены климатогеографическим местоположением населенного пункта. Всякий город, поселок или деревня располагаются не где-нибудь вообще, а на очень конкретном участке местности с его геологическими, топографическими, гидрологическими, сейсмическими и прочими особенностями. Это только географическая карта имеет неизменно плоский, не подверженный никаким изменениям вид. Лежит себе и лежит. Неожиданный буран ее двухметровым слоем снега не заваливает, ураганный ветер в клочки не рвет, землетрясение не трясет, паводок не заливает. Это как фотография человека, на которой события, каждый день происходящие с ее оригиналом, никак не отражаются.
А вот характер местности — это уже информация.
Если ваш город находится в сейсмоопасной зоне, и вы знаете, что лет сто назад здесь под руинами погибли несколько тысяч человек, то почему от того же самого застрахованы вы? А если рядом расположен вулкан? Или над жилыми кварталами навис грозящий оползнем склон? Или под городом существуют гигантские пустоты?..
Если хоть что-то из этого списка характерно для местности, где вы проживаете, то значит, вы должны быть готовы к ГЕОЛОГИЧЕСКИМ КАТАСТРОФАМ.
А если вы живете у моря, то не застрахованы от МОРСКИХ КАТАСТРОФ: резких изменений уровня моря и связанных с этим наводнений, штормов, волн цунами, от неблагоприятной ледовой обстановки, блокирующей порты, и пр.
Моря нет, но есть река. Или много рек. Тогда не исключены ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ: наводнения, сели, не характерные для данной местности слишком ранние, слишком поздние или слишком бурные ледоходы и ледоставы.
Что, реки тоже нет? Но климат-то есть? Климата не может не быть! Но тогда вместе с климатом могут пожаловать к вам в гости МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ И АГРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ: ураганы, смерчи, пыльные бури, метели, град, катастрофические туман или холод и пр., приход которых тоже можно предугадать, исходя из многолетних метеорологических наблюдений или из исторических хроник.
Что, и после этого вы будете утверждать, что стихийное бедствие абсолютно стихийно?
Не будете?
Но и менять местожительство или хотя бы привычный уклад жизни тоже не будете? Как всегда, понадеетесь, что все как-нибудь, само собой, уладится?
Ну что ж, это ваш выбор. Тогда будьте готовы к большим неприятностям. По-настоящему к большим! Потому что стихийные бедствия обычно охватывают обширные территории, а последствия их бывают самыми печальными. Потому что это не БЕДА, касающаяся одного или нескольких человек, потому что это БЕДСТВИЕ!
Это все то, к чему мы уже стали привыкать: аварии и катастрофы на промышленных и транспортных объектах.
В гражданской обороне их подразделяют на четыре группы:
— аварии на химически опасных объектах,
— аварии на радиационно опасных объектах,
— аварии на пожаро— и взрывоопасных объектах,
— аварии на гидродинамических объектах.
При химических авариях и связанных с этим выбросах сильнодействующих ядовитых веществ (сокращенно — СДЯВ) происходит заражение прилегающих к предприятию территорий, чреватое массовым поражением людей, животных, растений. Этими самыми, иногда смертельно опасными, СДЯВами. Попадать в организм человека яды могут путем вдыхания отравленного воздуха, через кожу, оседая мелкой взвесью на теле, через воду или пищевые цепочки.
Химические аварии случаются в основном на предприятиях химической и нефтеперерабатывающей промышленности, при взрывах, пожарах и нарушении герметичности технологического оборудования. А также при транспортировке и хранении опасных химических веществ.
Радиационные аварии самые коварные. Потому что в отличие от химических, которые мы можем почуять носом или определить на вкус, радиационные никак себя не проявляют. Толь-то на шкале или экране радиометра.
И еще эти аварии — самые обширные по площади поражения. Чему дали печальное подтверждение чернобыльская и южноуральская ядерные катастрофы.
И самые «долгоиграющие» аварии. Они поражают огромные территории и делают их опасными для проживания на многие годы. Подсчитано, что при разрушении ядерного реактора энергомощностью 1000 МВт площадь территорий, подвергшихся заражению в 100 рад в год, составит 50 кв. км, 50 рад в год — 100 кв. км и при предельно допустимых 2 рад в год — 2300 кв. км.
Через пять лет площадь пораженных участков уменьшится чуть больше чем вдвое, но даже и через сто лет оставит непригодными для жилья соответственно 2, 5 и 50 кв. км прилегающих к месту аварии территорий.
Если считать очень приблизительно, то площадь пораженных земель сокращается вдвое через пять лет, затем через десять лет и далее на один-пять процентов ежегодно.
Радиационные катастрофы и аварии возможны на атомных электростанциях, объектах военного назначения, на исследовательских реакторах. Локальные поражения бывают в местах, где в технических и научных целях используются радиоактивные материалы.