Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сравнивать МиГ-15 и F-86 начали давно, продолжают сегодня и не остановятся завтра. Советский взгляд на «Сейбр» лучше всех отразил ветеран войны в Корее генерал-майор Георгий Лобов:
— Истребитель МиГ-15 по комплексу летно-тактических характеристик превосходил все самолеты, кроме F-86. По сравнению с последним МиГ-15 обладал лучшей скороподъемностью и тяговооруженностью, но несколько проигрывал в горизонтальном маневре и продолжительности полета. Максимальные скорости обоих самолетов были примерно равными. «Сейбр» имел лучшую аэродинамику фюзеляжа, он быстрее разгонялся на пикировании и мел меньшую просадку при выходе из нее.
— По вооружению МиГ-15 намного превосходил «Сейбр»: две 23-мм и одна 37-мм пушки против шести пулеметов калибра 12,7 мм. Реальным преимуществом F-86 являлся лучший прицел, особенно — радиодальномер, автоматически вводивший в прицел поправки на дальность. На МиГе дистанция до цели определялась визуально и вручную вводилась в полуавтоматический прицел.
Столкнувшись с количественным превосходством МиГов командир 4-го истребительного авиакрыла полковник Джордж Ф. Смит стал первым из многих (к нему очень быстро присоединился подполковник Мейер) жаловаться командованию 5-й воздушной армии на проблемы с техническим обслуживанием истребителей и плохое снабжение запасными частями. Нельзя сказать, что условия базирования в Кимпо являлись абсолютно неприемлемыми, однако мороз и снег затрудняли работу технического состава. Трудности со снабжением приводили к тому, что из-за какой-то мелкой детали «Сейбр» оставался на земле.
«Сейбры» 4-го крыла пробыли в Кимпо менее трех недель. Мейер, Хинтон, Фрей и другие командиры столкнулись здесь с многочисленными техническими проблемами, падением морального духа летчиков после первых встреч с Мигами, в довершении ко всему — плохая погода… Новый год застал американцев за подготовкой к эвакуации. 1951 г. год начался массированными атаками китайских добровольцев, чья численность достигала 500 000 человек. На аллее МиГов хозяйничали истребители коммунистов, однако их летчикам запрещали отходить далеко на юг от реки Ялу. По мере продвижения китайских войск на аэродроме Кимпо распространялся хаос. Конвой за конвоем покидал аэродром, увозя с собой людей и технику. 4-я («Сейбры» и 51 («Шутинг Стары») истребительные авиагруппы, 67-я тактическая разведывательная эскадрилья (RF-51D) покидали Кимпо.
Тяжелая обстановка на аэродроме не могла не обернуться трагедией -1 января при гонке двигателя в воздухозаборник «Сейбра» засосало механика. 2 января все истребители F-86A покинули Корею. Капитан Ховард М. Лэне поднял в воздух «Сейбр», «съевший» незадачливого техника. Последим, 32-м, с аэродрома Кимпо взлетел капитан Макс Уэйл.
Истребителей хватило не на всех. Группа пилотов, в числе которых находился «МиГ-киллер» подполковник Брюс Хинтон в ночь на 3 января улетела из Кимпо на транспортном С-54. Самолет взлетал под ружейно-пулеметным огнем неприятеля — китайцы практически окружили аэродром. На рассвете 4 января 1951 г. коммунисты повторно вошли в Сеул.
В первые месяцы 1951 г. 77-я эскадрилью Королевских ВВС Австралии перевооружили с «Мустангов» на «Метеоры» F.8 (на вооружение эскадрильи также поступили один или два двухместных «Меторов» Т. 7) Была надежда, что «Метеор» будет способен противостоять МиГ-15, однако советские истребители превосходили британские по всем параметрам и эти надежды не оправдались. Согласно советским источником пилоты МиГов сбивали по несколько «Метеоров» в день, а всего они «уничтожили» «Метеоров» больше, чем их было на вооружении 77-й эскадрильи — единственной в Корее, летавших на двухмоторных британских реактивных истребителях. На снимке — «Метеор» стоит рядом с одним из последних «Мустангов» 77-й австралийской эскадрильи. Фотография сделана в марте 1951 г. в Пусане. Серийный номер «Метеора» — А 77-982 — самый высокий в ВВС Австралии. Этот самолет был потерян при штурмовке наземных целей в июне 1953 г.
В полете над побережьем Кореи два «Метеора» F.8 и один учебно-тренировочный «Метеор» Т.7(А77-305) 77-й эскадрильи Королевских ВВС Австралии. Самолет «Метеора» F. 8 А 77-368 уцелел на войне (один из трех уцелевших среди 14 «Метеоров» первой направленной в Корею партии), в настоящее время он находится в экспозиции военного музея Австралии. Двухместный «Метеор» T. 7 А 77-305 также «остался в живых» и демонстрируется в музее ВВС Австралии в Пойнт-Кук.
В начале 1951 г. силы ООН сумели остановить наступление коммунистов, а потом союзники сами нанесли контрудар и освободили Сеул. Этим успехи в сухопутной кампании практически и ограничились. Война перешла из маневренной стадии в позиционную, линия фронта в последующие два года боев менялась весьма незначительно.
Начиная с 14 января подразделение «Сейбров» из 4-го авиакрыла истребителей-перехватчиков вернулось в Корею, на аэродром Тэгу, и стало выполнять боевые задания в интересах сухопутных войск. Всего было сделана 158 вылетов на штурмовку позиций и колонн войск противника, это был первый опыт использования «Сейбров» в качестве истребителей-бомбардировщиков. 21 января 1951 г. судьба улыбнулась подполковнику Уильяму Бертрану из 27 авиакрыла истребителей сопровождения, на вооружении авиакрыла находились самолеты F-84E «Тандерджет». Бертран сбил над Ялу МиГ-15.
23 января авиация США нанесла скоординированный удар по столице КНДР и расположенному на корейском берегу Ялу аэродрому. Бомбардировщики В-29 разгружались над Пхеньяном, а истребители 27-го авиакрыла полковника Эшли Б. Паккарда штурмовали аэродром Синьчжу. «Тандерджеты» в количестве 33 штук взлетели с покрытой металлическими полосами дорожки аэродрома Тэгу, появление американских самолетов над Синьчжу оказалось внезапным. Удар наносила восьмерка «Тандерджетов», остальные истребители находились на высоте и страховали своих товарищей от возможного появления МиГов. МиГи не замедлили появиться со стороны Аньдуна. Завязалась схватка, в которой были сбиты четыре самолета коммунистов. Две победы записал на свой счет лейтенант Джэкоб Кратт, по одной капитаны Аллен Макгуайр и Уильям У. Слаутер, однако МакГуайр по каким-то своим причинам не стал заносить победу в официальный реестр. Все «Тандерджеты» благополучно вернулись на базу.
Самолет F-84 стал последним американским истребителем с прямым крылом. Следом за состоявшимся 28 февраля 1946 г. первым полетом прототипа «Тандерджета» на конструкторов обрушился мириад проблем, связанных с изрядным перетяжелением конструкции и недостатком тяги двигателя. В Корее воевали самолеты моделей F-84D/E/G. Начиная с F-84D на истребители стали ставить двигатели J35-A-17D тягой 5000 фунтов. Летчики хорошо знали, что «Тандерджет» был принят на вооружение ВВС США только с одной целью — подстраховать ненадежные на первых порах «Сейбры».
Модель F-84E имела удлиненный на 12 дюймов фюзеляж в целях более плавного сопряжения фонаря кабины с планером самолета. На F-84G стоял ТРД J35-A-29 тягой 5600 фунтов, однако основное назначение самолетов данной модификации мало подходило для войны в Корее. F-84G создавался как самолет-носитель тактического атомного оружия.