litbaza книги онлайнИсторическая прозаИнтербеллум 1918–1939 - Александр Чаусов

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110
Перейти на страницу:

Если говорить о конкретных целях, то мы бы хотели, чтобы перед читателем возникла целостная и, да, весьма противоречивая картина мотивов, стремлений, амбиций всего мира, который в конце XIX и начале XX века стал очень тесным. Связанным таким количеством нитей политики, религий, социальных особенностей, национальных интересов и идей, таким количеством ярких безумцев и пророков, сектантов и диктаторов, связанным таким количеством противоречий, что мировые войны стали неизбежны. Мы попытались ответить на вопрос, почему же так получилось. И, право слово, надеемся, что ответили на него хотя бы частично.

Более того, главное, на что мы надеемся, – что у нас получилось рассказать эту историю интересно и доступно. Сейчас, как уже было сказано, существует очень много книг об отдельных государствах и самых разных периодах их истории, и это уже не монографии, которые издаются ограниченными тиражами. Впрочем, и монографии бывают крайне интересны, а тиражи ничего не значат в эпоху цифровой информации. Но многие исторические темы будто бы закрыты этаким негласным табу для читателей. Оно характеризуется простым сочетанием слов: «это не интересно».

И мы надеемся, что вам это было интересно читать, поскольку нам это было очень интересно писать. Очень многое мы узнавали для себя в период непосредственного написания этой книги. Про особенности Ирана, Китая и Эфиопии, про советские республики в самых неожиданных местах на карте, про сектантов в политике и про безумные идеи, оформленные в конкретные законодательные акты. И про многое и многое другое, что мы старательно выписали, а вы вычитали в этой книге.

В целом такое вот любопытство, интерес к причинам и следствиям исторических процессов, изменивших известный нам мир, и был главным «поводырем» в логике этого повествования. Мы рассматривали в первую очередь то, что могло стать новым, необычным и интересным читателю, поскольку оно стало таковым для нас. Мы писали о том, что важно и что способно помочь сформировать мировоззренческую картину относительно периода интербеллума, а то и дать почву для размышлений о современной мировой национальной и международной политике.

К сожалению, заданный формат не позволил в достаточной мере рассказать обо всех подробностях и особенностях каждого из государств, но мы надеемся, что тот интерес, который испытали мы, передался и читателям в достаточной мере, чтобы читатели сами продолжили изучать наиболее «цепляющие» темы. Это логично, тем более что данная книга совершенно не претендует на научную оригинальность и новизну, но, с другой стороны, вполне претендует на то, чтобы стать подспорьем многим интересующимся мировой историей и желающим получить общее представление о том, что творилось в этот странный период между двумя мировыми войнами (а где-то и чуть раньше, иногда даже на несколько веков).

Что же до исторических пристрастий авторов, а куда же без них, то, пожалуй, стоит сказать несколько слов о том, что мы сами назвали «историческим патриотизмом». И в данном случае в авторах говорит «тяжкое наследие девяностых», когда буквально из каждого утюга доносились рассказы о том, что наша страна – это сборище рабов, недочеловеков и просто патологического кровавого быдла. Нам в свое время надоело это слушать и читать, и искренней радостью было для нас писать в этой книге о величии нашего Отечества. Да, история России полна драматизма, и драматизма кровавого, полна той великой драмы разделенного, разобщенного народа, которую сложно пожелать и врагу. Но тем ярче и невероятнее выглядят величие и свершения нашей страны.

Будь то милосердная по сравнению с другими «цивилизованными государствами» внешняя экспансия царской России, будь то политическая воля российских монархов предпринимать что-то, ломая определенные правила мировой системы, если они не зиждутся на принципах христианского милосердия. Или же будь то – после Октябрьской революции – благородное безумие большевиков, которое, хоть и не реализовавшись в полной мере, все равно перевернуло мир, причем в сторону хотя бы номинального уважения к «обычному человеку». Да, для этого России понадобилось умереть в своих традиционных формах, но тем большим видится нам в этом свете величие нашей страны. Оно и в том, что и после смерти России царской, и после смерти России советской мы все еще живы и все еще устремлены вперед. И снова наше нынешнее существование строится на принципах русского милосердия – теперь уже демократического. И да, все с тем же легким флером благородного безумия, которое так пугает этот очень лицемерный «западный мир».

Почему так важно проговорить именно этот момент? Чтобы у читателя не создалось ощущения, что сюжетная канва книги появилась совсем уж случайно. Так, возможно, и было в течение первой половины текста, но затем мы уже присматривались к отдельным моментам особенно. При этом мы не меняли факты, не подтасовывали их и не интерпретировали совсем уж субъективно, поскольку чтим незыблемое правило исторической академической науки: «Документ ведет историка». И так получилось, в рамках концепции, которая сложилась сама собой, что Россия – действительно великая страна, а мы с вами, дорогие читатели, великий народ. Хотя и слегка сумасшедший, но будто это что-то плохое.

Впрочем, отходя от сугубо российских реалий, скажем, что и об остальных государствах мы пытались говорить с уважением там, где они того заслуживают, и с сочувствием в те моменты, где им действительно можно посочувствовать. Может быть, это показалось вам излишне эмоциональной и субъективной позицией, но оговоримся: наша работа не претендует на строгий академизм. Так или иначе, мы искренне надеемся, что написанное нами стало для вас и интересным, и может быть, в чем-то полезным.

«Чего же вы, как авторы, хотите в первую очередь добиться этой книгой?» – обязательно спросит нас кто-то из читателей. Нет, мы не призываем вас разделить наши убеждения или наши взгляды на исторический процесс. Написав эту книгу и предложив ее вам, мы всего лишь надеемся, что однажды краем уха услышим на улице или за соседним столиком в кафе беседу о каком-то историческом событии. И не пересыпанный специальной терминологией диалог, а заинтересованный и эмоциональный спор. Совсем не обязательно этот признак возросшего интереса к историческим фактам и их восприятию будет касаться этой книги или периода, рассмотренного в ней.

Просто нам представляется важным, как бы это высокопарно ни звучало, для современности и для мирового будущего, чтобы люди не только знали об исторических событиях из государственной программы образования, но чувствовали их. Или как минимум считали исторические анекдоты допустимой темой для застольной беседы.

Библиография

Clawson P. Eternal Iran. Palgrave Macmillan. 2005. P. 19. The most thorough treatment of the Buyids is: The Buwayhid Dynasty of Baghdad by Mafizullah Kabir. Calcutta. Iran Society. 1964.

Deringil Selim. “The Turks and ‘Europe’: The Argument from History” // Middle Eastern Studies, September 2007, Vol. 43 (No. 5).

Sultan Abdülmecid: İlklerin Padişahş // NTV Tarih history magazine, issue of July 2011.

Аветян А. С Колониальная политика фашистской Германии накануне второй мировой войны. // Вопросы истории. № 9. Сентябрь, 1970.

1 ... 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?