litbaza книги онлайнПриключениеСахалинский репортаж. Вокруг острова на мотоциклах. 1957 год - Владимир Андреевич Привезенцев

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 33
Перейти на страницу:
о сахалинской каторге, но девушка-библиотекарь покачала головой:

– Кроме Чехова у нас ничего нет… Хотели недавно исторический вечер провести, так и не получилось: ни каторжан не разыскали, ни документов…

Снова пришлось перелистать «Остров Сахалин». Село Рыковское (ныне Кировское) Антон Павлович назвал «серой русской деревней без каких-либо претензий на культурность». Мы же увидели очередь у кинотеатра, среднюю школу, детский дом, больницу.

Тщетно мы пытались проводить исторические параллели, искали связи настоящего с прошлым. Зеленый томик захлопнули, добравшись до слов: «Больше половины жителей Дербинска были голодны, оборваны и производили впечатление ненужных, лишних и мешающих другим жить…».

Вернули книжку библиотекарю и вышли. Вышли на центральную улицу бывшего каторжного села – прямую магистраль, по обеим сторонам которой выстроились двухэтажные дома. По улице тянулась колонна тяжелых лесовозов.

Все здесь переменилось. Кажется, даже климат стал другим. Ведь утверждали же в свое время каторжане, что «климата на Сахалине нету». А сейчас – жара, голубое небо, легкий ветерок с севера.

В райисполкоме секретарь, вытирая платком потный лоб, кричит в телефонную трубку:

– Приготовьтесь! Сегодня ночью уже помидоры окуривали. Я сам знаю, что плюс двадцать восемь. А ночью метеостанция обещает минус два!

Закончив разговор, он весело сообщает:

– Так вот в августе всегда. В командировку поедешь, днем от жары деваться некуда, а утром встанешь – вся машина инеем покрылась. Еще говорят: «островной климат», «близость к морю». В Сибири мы живем, а не на острове!.. Сейчас только следи за полями да следи.

Кировский район в основном сельскохозяйственный. Он отправляет свою продукцию и на юг, и на север. Картофель, овощи, сметану, мясо из Тымовской долины получают строители Южно-Сахалинска, рыбаки Поронайска и Рыбновска, нефтяники Охи.

Первым хозяйством Кировского района является совхоз «Красная Тымь». Он был создан в 1925 году на месте «государственной опытной фермы» – явно неудачного примера «колонизаторской деятельности» царских властей. За шестнадцать лет своего досоветского существования ферма освоила несколько гектаров земли. В ее распоряжении были четыре домика, два с половиной десятка лошадей да несколько деревянных борон.

Необычайно трудными были первые годы существования совхоза. С 1929 года, когда на поля вышли тракторы, полученные с материка, совхоз пошел в гору, привлек симпатии батраков и беднейшего крестьянства. Кулаки пробовали поднять поденную плату для батраков – не помогло.

Год великого перелома был в Кировском районе годом ожесточенной классовой борьбы. И здесь слышались выстрелы кулацких обрезов. «Крепкие хозяева» боролись до последнего. В селе Андрей-Ивановское кулаки зверски убили и бросили в прорубь председателя комитета крестьянской взаимопомощи батрака Степана Мироненко.

Весь Александровск провожал Мироненко в последний путь. Два трактора, украшенные революционными лозунгами, везли устланные хвоей сани, на которых стоял обитый кумачом гроб. За тракторным поездом в колонне шли сотни людей.

Убийство батрака обнажило звериное лицо сахалинского кулачества. В 1930 году батраки, бедняки и середняки кооперировались повсеместно. Образцом и примером для товариществ по совместной обработке земли был совхоз «Красная Тымь», открывший вскоре два новых отделения.

О переменах, которые произошли в районе, могут поведать тысячи кировчан.

– Как-то для доклада мне пришлось собирать материал о довоенном и послевоенном хозяйственном и культурном строительстве района, – рассказывает инструктор промышленного отдела райкома партии Евгений Иванович Евграфов. – Весьма любопытные получаются сопоставления. Оказывается, в 1936 году в районе было всего 38 тракторов. А сейчас их около ста пятидесяти. Автомашин в том же году насчитывалось 6. Трудно поверить, что многие работы выполнялись на конной тяге: сейчас район имеет более 250 различных машин, легковых и грузовых.

Многое можно рассказать о росте культуры. Совсем недавно, в 1939 году, в районе работало 80 учителей. Сейчас эта цифра увеличилась в четыре раза. Открыта первая в области школа-интернат.

Еще более разительный рост произошел за эти годы в медицинском обслуживании. До войны мы имели 27 врачей, фельдшеров и сестер. Сейчас в больницах и на медицинских пунктах работают 135 специалистов с медицинским образованием.

Вот еще один интересный пример. Вы были в нашей районной библиотеке. Хорошая, верно? У нас сейчас 17 библиотек, которые имеют более 60 тысяч томов. А в 1936 году район имел всего две библиотеки, а книжек – 460…

Интересные, хорошие цифры! Тем более интересные, что район продолжает набирать темпы.

Долина Тыми богата лесом. Здесь расположены основные сахалинские лесные массивы. Преобладают хвойные породы – ель, пихта. Сейчас два леспромхоза – Тымский и Абрамовский – дают области ежегодно до четырехсот тысяч кубометров.

Дальнейшее развитие лесной промышленности связывает транспорт. С продвижением железной дороги на север здесь будут открыты новые леспромхозы.

Овощи и картофель, молоко и мясо, лес – главное богатство плодородной долины. Нельзя не упомянуть и о таком промысле, как охота. Ежегодно в Тымовское из разных поселков съезжаются десятки сахалинских охотников-промысловиков. Они привозят с собой связки шкурок драгоценного соболя, лисицы, выдры, белки. Богаты «мягким золотом» сахалинские леса, настоящее приволье в них для хорошего охотника. А таких в долине Тыми немало. В Воскресеновке, неподалеку от районного центра, живет семья известных охотников Малыгиных. Под Онорами добывают зверя участники ВСХВ братья Илларион и Арсентий Юрковы. Знатный добытчик Василий Белоусов обосновался в дальнем поселке Катангли.

Многих притягивает хлебородная долина. В таких вот районах Сахалина, по словам Антона Павловича Чехова, «богатство воды, разнообразный строевой лес, баснословное изобилие рыбы… предполагают сытое и довольное существование целого миллиона людей». Растет и районный центр. За год на жилищное строительство здесь израсходовано почти два миллиона рублей, только ремонтно-строительная контора сдала полторы тысячи квадратных метров жилья.

На плане поселка появились новые улицы, где ведут строительство индивидуальные застройщики. Мы прошли по одной из них – широкой, залитой полдневным зноем.

– Как называется эта новая улица? – спросили мы.

– Так и называется, – ответили нам, – «Новая»!

Проехать из Тымовского в Александровск совсем не трудно. Извивающейся лентой пролегло через отроги Камышевого хребта хорошее шоссе. Оно напоминает дороги Крыма или Кавказа. Крутые виражи, буйная зелень, небо голубое до синевы.

Жара. Навстречу потоком движутся грузовые машины и автоцистерны, доставляющие грузы из Александровского порта в соседние районы.

За каждой из машин тянется пыльный хвост, похожий на добрую дымовую завесу. В Нижнем Армудане, сверкая зубами на прокопченных лицах, шофера пьют у ларька ледяную воду с сиропом.

Жарким полднем с перевала открывается панорама Александровска, мыс Жонкьер, серебристые полосы крыш, сопки под лоскутным одеялом огородов, синий, как небо, пролив. Отчетливо, словно нарисованная, видна окала «Три брата» – своеобразный символ Сахалина.

«Так начинается Сахалин: бухта, затопленный в 1905 году военный транспорт «Михаил Архангел» и скала «Три брата», – писал когда-то журнал «СССР на стройке».

Да, долгие

1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 33
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?