litbaza книги онлайнИсторическая прозаКолосс поверженный. Красная Армия в 1941 году - Дэвид Гланц

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 112 113 114 115 116 117 118 119 120 ... 153
Перейти на страницу:

«Необходимо формулировать протесты по поводу нарушения немецкими самолетами границы СССР в соответствии с существующими правилами, на основе Соглашения между СССР и Германией об урегулировании пограничных конфликтов и инцидентов от 10 июня 1940 года, а также информировать НКИД, [чтобы] тот мог предпринять надлежащие меры по дипломатическим каналам».[509]

Генерал-майор В.А. Хоменко, начальник пограничных войск украинского НКВД, с горечью заметил 4 апреля: «Настоящий приказ, так же, как приказ Красной Армии, низводит нас до роли пассивного наблюдателя и предъявителя претензий, которые не могут дать никаких действенных результатов».[510]

Воздушную разведку немцы дополняли разведкой наземной, проводимой обычными сотрудниками атташе при посольстве и консульствах и агентами абвера, прикидывающимися беженцами и контрабандистами. Бывший начальник отдела «Абвер-1» (немецкая разведка) и координатор действий знаменитых диверсионных команд «Бранденбургер-Абвер» (диверсионных групп) генерал-лейтенант Ганс Пикенброк показал на Нюрнбергском процессе: «С августа по сентябрь 1940 года Абвер стал получать гораздо больше разведывательных запросов, относящихся к СССР. Без всякого сомнения, это было связано с подготовкой к войне с Россией»[511]. Большинство этих наземных заданий ставило целью получение доступа к территориям и целям на тактической и оперативной глубине (вплоть до 200 километров). Недавно опубликованный российский материал дает ссылку на архивные документы, оценивающие масштаб и растущую интенсивность немецкой наземной разведдеятельности:

«Из 232 агентов, задержанных в 1940 г. советскими органами, 119 орудовали в районе Минска, 87 — в Киевской области и 26 — в районе Ленинграда. Хотя общее число вражеских агентов, задержанных на западной границе в первом квартале 1941 г., в среднем возросло более чем в пять раз по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, на самых важных оперативных направлениях это число возросло в десять-двенадцать раз. Разведка проводилась на всем участке будущего нацистского наступления на глубину в 150–200 километров, а на Ленинградском, Минском и Московском направлениях проводилась на глубину свыше в 300–400 километров.

К лету 1941 г. активность нацистских разведслужб заметно возросла. Агенты забрасывались без раций и имели задачу пробраться назад к своим не позднее 15–18 июня, явно для того, чтобы командование успело бы воспользоваться их сведениями».[512]

Эта деятельность и активный сбор разведданных принесли лишь смешанные результаты. Например, накануне 22 июня немцы обнаружили советские механизированные корпуса в Каунасской и Львовской областях — вероятно, благодаря своей существующей в этих областях превосходной агентурной сети. Однако на других участках немецкая разведка проморгала другие механизированные корпуса. В целом накануне вторжения немцы имели довольно точную картину размещения советских войск в западных приграничных военных округах и действительно переоценили их численность. Однако они не сумели обнаружить существование большинства механизированных корпусов — и совершенно неверно проанализировали советские мобилизационные возможности, недооценив общую численность Красной Армии и преуменьшив ее на 100 дивизий (см. Приложение Г).

Накануне и сразу после начала немецкого нападения агентов абвера в советских тылах сменили активные разведывательно-диверсионные группы немецкого полевого командования. В архивах советских соединений и частей полно донесений о проводимой этими войсками опустошительной работе — главным образом против советских линий связи, снабжения и материально-технического обеспечения.

Рядом с этими донесениями о немецких военных намерениях и повышенной активности немецкой военной разведки стоят советские аналитические разборы немецких военных возможностей. Самые важные из них — это донесения о подготовке немцами нападения и о сосредоточении немецких войск у западных границ Советского Союза. Документы вновь говорят сами за себя. В начале 1940 года советские донесения отражали наращивание немецких войск в северной Европе и в районе Балтики. Летом 1940 года, после вторжения немцев в Норвегию и их побед на западе в мае-июне, сообщения о немецких приготовлениях на востоке появлялись как грибы после дождя и становились все более подробными и конкретными вплоть до начала операции «Барбаросса». В сентябре 1940 года комбриг Евстигнеев, начальник разведки Ленинградского военного округа, доложил о начале сосредоточения немецких войск на севере и о том, что в закрытой зоне вдоль советско-финской границы идет интенсивное дорожное строительство. В то же самое время полковник С.В. Бохин, начальник разведки Западного особого военного округа, доложил о нарастающем сосредоточении немецких войск на востоке Польши, а Брестский погранотряд получил сведения от беженцев, что в данный район прибыли новые части вермахта.[513]Сведения, полученные советской разведкой в декабре, включали и известие, что между 9-м и 14-м числами этого месяца вдоль польско-советской границы совершил поездку фельдмаршал Вальтер фон Браухич, командующий сухопутными войсками немецкой армии. Сопровождали его в поездке 30 старших офицеров, в том числе фельдмаршалы В. Лист и В. Рейхенау. За этой поездкой последовали усиленные инженерные приготовления в данном регионе — налаживалась связь, строились дороги, аэродромы и базы материально-технического обеспечения.[514]

Эти донесения, как и информация, полученная от зарубежных агентов ГРУ, вызвали некоторую реакцию руководства Красной Армии. 20 марта 1941 года начальник Разведывательного Управления Красной Армии генерал-майор Ф.И. Голиков представил Сталину подробный доклад, в котором на основе имеющейся разведывательной информации анализировались природа и цель явной перегруппировки немецких войск. По словам Жукова, в докладе говорилось:

«Из наиболее вероятных военных действий, намечаемых против СССР, заслуживают внимания следующие:

Вариант № 3, по данным… на февраль 1941 года: „…для наступления на СССР, написано в сообщении, создаются три армейские группы: 1-я группа под командованием генерал-фельдмаршала фон Бока наносит удар в направлении Петрограда; 2-я группа под командованием генерал-фельдмаршала фон Рундштедта — в направлении Москвы и 3-я группа под командованием генерал-фельдмаршала фон Клейста — в направлении Киева. Начало наступления на СССР — ориентировочно 20 мая“.

По сообщению нашего военного атташе[515]от 14 марта, указывалось далее в докладе, немецкий майор заявил: „Мы полностью изменяем наш план. Мы направляемся на восток, на СССР. Мы заберем у СССР хлеб, уголь, нефть. Тогда мы будем непобедимыми и можем продолжать войну с Англией и Америкой…“

1 ... 112 113 114 115 116 117 118 119 120 ... 153
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?