litbaza книги онлайнИсторическая прозаГлавнокомандующие фронтами и заговор 1917 года - Максим Оськин

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 115 116 117 118 119 120 121 122 123 ... 133
Перейти на страницу:

Тем не менее русская Кавказская армия не могла немедленно развить успех наступлением в Турцию, ввиду нехватки боеприпасов и отсутствия резервов. Поэтому Юденич продолжил улучшать положение армии, одновременно уничтожая те турецкие войска, что уцелели после Эрзерума. Также требовалось улучшить транспортное сообщение с тылом. Для решения этой последней задачи наиболее благоприятным способом признавалось снабжение победоносной Кавказской армии по Черному морю. Значит, теперь усилия армии временно переносились на захват удобного порта Трапезунд, где с двадцатых чисел января также шли бои.

Трапезундская наступательная операция

В начале 1916 г., параллельно с подготовкой Эрзерумской операции, русское командование на Кавказе подготовляло наступление на порт Трапезунд, бывший базой снабжения турецких войск, действующих на Кавказе. Дело в том, что действовавший вдоль побережья Черного моря русский Приморский отряд, базировавшийся на крепость Батум, еще в кампании 1915 г. сумел занять пограничную полосу и устранить опасность неприятельского удара по Батуму и далее — в глубь русской территории. Однако коммуникации русских растянулись вдоль побережья. Следствием стала опасность их перерубания противником в случае атаки с горных перевалов. То есть для дальнейшего продвижения вперед русскому Приморскому отряду было необходимо постоянно обеспечивать свои коммуникации сильными заслонами. Ведь конфигурация фронта сложилась таким образом, что он оказался выгнут в центре в сторону русских. Движение Приморского отряда вперед приводило к тому, что турки получали в свое распоряжение фланговую позицию, откуда могли начать контрнаступление, отрезав Приморский отряд от русской территории. Отсюда и необходимость заслонов. Свободных войск для этого не было.

Поэтому Приморский отряд мог только ожидать, чтобы главные силы Кавказской армии ударами на артвинском и ольтинском направлениях, очистив от турок смежные с побережьем районы, отбросили неприятеля в глубь его территории, тем самым устранив угрозу флангового удара против Приморского отряда и создав возможность дальнейшего наступления Приморского отряда к порту Трапезунд. После успешного проведения Эрзерумской наступательной операции такая возможность появилась: турки оказались отброшенными к Эрзинджану и были вынуждены очистить те районы, что угрожали с фланга русскому Приморскому отряду.

Смысл движения русских вдоль побережья Черного моря заключался в том, чтобы выбить из рук неприятеля его черноморские порты, взять угольный район Зунгулдака и вынудить германо-турецкий флот базироваться исключительно на Стамбул. Лишение противника приморской базы стало насущной проблемой ведения войны на Кавказском театре военных действий. С выполнением данной задачи, прежде всего, улучшалось снабжение русской Кавказской армии, а во-вторых, неприятельский флот оказывался окончательно запертым в Босфоре, в районе которого русскими кораблями постоянно ставились минные поля (в том числе и с уникального подводного минного заградителя «Краб»).

Необходимость взятия Трапезунда также диктовалась и тем обстоятельством, что после того, как в руки Кавказской армии перешел Эрзерум и штаб Юденича стал разрабатывать операцию по наступлению в сердце Османской империи, русские коммуникации растянулись до чрезвычайности. Подвоз боеприпасов, продовольствия, фуража по разбитым дорогам Восточной Анатолии был очень тяжел. Поэтому на повестку дня встал вопрос о создании приморской базы снабжения победоносной Кавказской армии, тем более, что после вступления в строй в 1915 г. новейших линейных кораблей «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина II» господство на Черном море перешло к русским. Уверенность штаба Кавказской армии в успехе борьбы за Эрзерум была столь сильна, что Трапезундская наступательная операция началась еще до того, как пала сама крепость Эрзерум. Итоги сражения перед крепостью уверяли, что второй этап операции также пройдет успешно.

К началу нового 1916 г. действующий на данном направлении Приморский отряд ген. В.И. Ляхова насчитывал до 20 тыс. штыков и сабель. В период проведения Эрзерумской наступательной операции перед войсками Приморского отряда была поставлена задача: сковать силы неприятеля в данном районе, а также подготовить выгодное исходное положение для дальнейшего наступления на Трапезунд. В середине января для захвата прибрежных плацдармов и содействия наступлению сухопутного Приморского отряда ген. В.Н. Ляхова был создан Батумский отряд кораблей Черноморского флота, во главе которого встал капитан 1-го ранга Римский-Корсаков. На время операции отряд находился в оперативном подчинении сухопутного командования. Отряд получил свое наименование по своей маневренной базе — порту Батум. В состав Батумского отряда вошли линейный корабль «Ростислав», канонерская лодка «Кубанец», эскадренные миноносцы «Строгий», «Жаркий», «Стремительный», «Заветный», «Завидный», а также ряд более мелких судов, и самое главное — транспорты.

23 января части Приморского отряда начали Трапезундскую наступательную операцию, перейдя в наступление с линии реки Архаве вдоль Черноморского побережья. Проблема заключалась в том, что турки создали ряд сильно укрепленных рубежей, преодоление которых в лоб, по фронту, повлекло бы за собой большие потери. Обход же этих позиций сквозь горные хребты был невозможен. Поэтому, чтобы не штурмовать укрепленные позиции противника, было принято решение воспользоваться господством на море русского флота. Согласно плану русского командования, Батумский отряд должен бьш произвести ряд тактических десантов в тыл турецким укрепленным линиям, у городов Антина, Мепаври, Ризе. То есть задача решалась в течение длительного времени, так как на пути к Трапезунду турками было возведено несколько мощных оборонительных рубежей, каждый из которых был неприступен с фронта и господствовал над противолежащей местностью.

Вследствие того, что Ставка не дала войск для организации стратегического десанта сразу в Трапезунд, как предлагали моряки, Приморский отряд был вынужден последовательно занимать рубеж за рубежом, пользуясь для сокращения своих потерь тактическими десантами в тыл каждому очередному рубежу. Конечно, при такой тактике подразделения Приморского отряда постепенно растрепывались: и в боях, и для обеспечения снабжения, и для прикрытия флангов своих все более углубляющегося в глубь неприятельской территории главных сил. Начальник Приморского отряда В.Н. Ляхов, видя ослабление боевого ядра своего отряда, вынужденного оставлять заслоны перед перевалами, также постоянно просил подкреплений. Но — небольших, что психологически более спокойно воспринималось Ставкой, нежели проект моряков о выделении для операции сразу армейского корпуса. Участник войны — капитан 2-го ранга — пишет: «Представления по этому поводу (выделение резервов для Приморского отряда. — Авт.) в Ставку были понятнее для последней, чем доводы флота о выгодности покончить с Трапезундом одним ударом, и потому войска были найдены»{424}.

Первый же десант, высаживавшийся с десантных судов специальной постройки, тральщиков типа «Эльпидифор», насчитывал в своем составе 2 пехотных батальона, взвод горной артиллерии, 2 пулеметных взвода общей численностью более 2 тыс. штыков. Суть действий этих кораблей заключалась в том, что они, вползая на берег через мелководье, сразу же высаживали войска на берег. Если же десант высаживался бы с транспортов (а пригодным для такой высадки местом до Трапезунда был только небольшой порт Ризе), то сама высадка проходила несколько суток на шлюпках, что вело к потере времени.

1 ... 115 116 117 118 119 120 121 122 123 ... 133
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?