Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Операция была полезной для России, поскольку позволяла установить сообщение с союзницей, а также позволяла вывести Оттоманскую империю из войны.
Идея могла быть проведена в жизнь только при наличии полной внезапности, а также грамотном руководстве действиями союзных сил. Вместе с тем «форсировать» Дарданеллы силами одного флота (как это планировалось изначально) оказалось невозможно и пришлось впоследствии проводить комбинированную наземно-морскую операцию, успех которой был возможен лишь при тщательном взаимодействии флота и десанта, умелом руководстве командования в этой обстановке.
Фактор внезапности был упущен уже 3 ноября 1914 г., когда внешние форты Дарданелл были обстреляны британским флотом – практических результатов эта демонстрация силы не дала (если не считать гибели двух турок), но продемонстрировала противнику направление удара союзников. Батареи были усилены, средства обороны сосредотачиваются в центральной части Пролива, вне досягаемости корабельной артиллерии со стороны Эгейского моря, устанавливаются 9 новых рядов минных заграждений (для затруднения их траления назначаются специальные легкие батареи, в то время как тяжелые батареи ставятся только для борьбы с союзным флотом), пополняются прожекторные средства, на берегах организуются торпедные станции, создаются противолодочные сети. Турецкий флот укрылся в Мраморном море, готовый поддержать береговую оборону своей артиллерией и атаковать корабли, прошедшие через оборонительные преграды в центральной части Дарданелл. Турецкие войска, оборонявшие Проливы и состоявшие из 7-й и 9-й пехотных дивизий III армейского корпуса, были усилены 6 батальонами жандармерии.
Впервые вопрос о собственно Дарданеллах возник 1 сентября 1914 г., когда Первым лордом английского адмиралтейства У. Черчиллем было созвано совещание из представителей морского и сухопутного ведомств, на котором было предложено рассмотреть Дарданелльский вопрос. В частности, на совещании начальник оперативного управления генерал Кальвель доложил, что операцию против Дарданелл он считает очень трудной и что, по его мнению, для ее успеха необходимо не менее 60 000 человек[54].
Замысел же осуществить крупную десантную операцию в Восточном Средиземноморье у союзников по Антанте возник в конце 1914 г. Ожидая в это время наступления немцев на Французском фронте, англо-французское командование обратилось к русским коллегам с просьбой активизировать действия на Русском фронте и не дать возможности немцам перебросить войска во Францию. Из Петрограда в ответ на просьбу союзников было передано согласие, но с условием, что англичане и французы, в свою очередь, проведут крупную морскую или сухопутную операцию в районе Дарданелл. 3 января 1915 г. англичане ответили русскому правительству согласием. Но фельдмаршал Г. Китченер считал, что он не имеет возможности выделить достаточные по силе войска для реализации этой задачи, и поэтому предложил организовать демонстрацию военно-морских сил против Дарданелл. У. Черчилль увидел в демонстрации более широкие стратегические возможности, предложив вследствие невозможности оказания русским прямой военной помощи иным способом, попытаться форсировать Проливы. Г. Китченер также склонился к этой мысли, и в январе 1915 г. Лондон уведомил императора Николая II и Верховного главнокомандующего русской Действующей армией великого князя Николая Николаевича о том, что Англия поможет русскому Кавказскому фронту морской «демонстрацией», чем сдержит приток турецких резервных войск на Кавказ.
Причем, учитывая заинтересованность России в обладании Проливами, было достигнуто соглашение по этому поводу и окончательно оформлено в марте – апреле 1915 г. в ряде договоров. Англия и Франция соглашались на передачу России Константинополя с прилегающими к нему территориями в обмен на другие области в азиатской части Османской империи. Бескорыстность Великобритании при проведении Дарданелльской операции и следование достигнутым договоренностям неоднократно подчеркивались[55].
Франция в Дарданелльском вопросе шла в фарватере британской политики, что объясняется как отсутствием собственных значимых интересов в районе Проливов, так и спецификой геополитической ориентации государства. Вместе с тем стоит отметить, что Франция относилась к английским планам с большой сдержанностью. Она была озабочена положением на Западном фронте и фактом присутствия немцев на французской земле. Французское командование не хотело посылать свои войска в Дарданеллы и выделило для участия в будущей операции небольшие, по существу «символические», военные контингенты.
Следует отметить, что ряд деятелей союзников, как военных, так и политических, сомневались как в целесообразности проведения операции вообще, так и в возможности осуществить это имеющимися силами и средствами. Так, адмирал С. Карден (командующий английским флотом в Восточном Средиземноморье) говорил: «Я не думаю, что через Дарданеллы можно прорваться внезапной атакой, но они могут быть форсированы при помощи морской операции большого напряжения, при очень большом числе кораблей»[56]. Адмирал Карден исчислял возможные потери союзников в такой операции цифрой в 12 линейных кораблей и крейсеров.
Когда в 1915 г. рассматривались перспективные оперативные планы, бывший французский атташе в Константинополе предупредил союзников, что необходима комбинированная операция, и считал высадку десанта на Галлиполийском полуострове чрезвычайно рискованным делом, так как весь полуостров тщательно подготовлен к обороне[57]. Но, в любом случае, без подавления приморских фортов противника был невозможен вход эскадры в Мраморное море.
В рамках реализации планов по овладению Дарданеллами Высший военный совет Великобритании решил высадить вместе с Францией войска и создать базы на греческих островах Имброс, Тенедос и Лемнос уже в период подготовки Дарданелльской операции, планировавшейся во взаимодействии с русскими войсками, которые должны были высадиться к западу от Босфора и оттуда двинуться маршем на Константинополь – на соединение с англо-французами.
Операция растянулась с 19 февраля 1915 г. по 9 января 1916 г. Структурно в ней выделяют два этапа: а) морской (форсирование Дарданелл исключительно силами флота) – 19 февраля – 18 марта 1915 г., б) комбинированный (преимущественно действия сухопутных войск на Галлиполийском полуострове при поддержке флота) – 25 апреля 1915 г. (первая высадка союзников) – 9 января 1916 г. (окончательная эвакуация союзных войск из Галлиполи). Временной промежуток между 18 марта и 25 апреля 1915 г. использовался на подготовку и переброску союзного десанта.