litbaza книги онлайнРазная литератураПалестина и Израиль. От начала XX века до 7 октября 2023 года - Алекс Каплан

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 88
Перейти на страницу:
летом 1918 года, их переговоры в Лондоне не были первыми. Довольно вероятно, что между домом Хашимитов и сионистами серьезные переговоры шли уже давно, вероятно, о том, как они могли оказаться друг другу полезными в будущем ближневосточном политическом устройстве. Сионистам требовалось согласие арабов на еврейское присутствие в Палестине, Хашимитам от сионистов могло требоваться очень много чего разного: от финансовой помощи в построении будущей Великой Сирии до их политических связей в Европе и Америке. Эмир Фейсал имел в отношении евреев на тот момент очень широкие возможности договариваться, как ему было удобно. Хашимиты собирались создать большое арабское государство площадью в полмиллиона квадратных километров с населением около 6–7 миллионов мусульман. Что́ им были 50 тысяч евреев, которым требовалось выдать кроху земли от силы в 5 тысяч километров в качестве какой-то автономии где-то там на отшибе, в Южной Сирии, как тогда называли Палестину. Столицей будущего государства должен был быть Дамаск, самый большой на то время город в регионе, самой в нем ценной землей являлось средиземноморское побережье, а также Мекка и Медина в аравийской пустыне. Один только Бейрут имел для Хашимитов куда большее экономическое и политическое значение, нежели вся Южная Сирия. В отношении Иерусалима у эмира Фейсала не имелось никаких сомнений, чей это будет город. Он будет христианским, то есть английским. В лучшем случае эмир намеревался обговорить арабские права на Храмовую гору. Значительная часть проживающих на то время в Палестине евреев были набожными стариками, которые не представляли собой никакой опасности. Все они занимались одним только делом – молились богу у Стены Плача. Иными словами, евреи жили преимущественно в английском Иерусалиме, на который Хашимиты не претендовали. Многие радикально настроенные палестинцы по сей день обвиняют Хашимитов в предательстве, в том, что они марионетки сионистов и британских (затем американских) империалистов, в чем они, вероятно, отчасти правы. Хашимиты очень тесно сотрудничали и с теми, и с этими, и с кем они только не сотрудничали, чтобы выжить на самом опасном политическом месте Ближнего Востока, на котором они оказались по воле истории. Выжила всего одна небольшая иорданская ветвь, да и то после тяжелейших испытаний, пройдя не раз по краю глубочайшей ближневосточной пропасти. А ведь тогда, в январе 1919 года, не было в арабском мире более могущественной семьи, чем Хашимитская.

Главным городом в регионе, столицей будущего единого арабского государства был Дамаск

Все арабские, еврейские, хашимитские и многие-многие другие планы на Ближнем Востоке пошли прахом уже в 1919 году, когда сначала Хашимитам, затем всем остальным стало ясно, что претворяться в жизнь на местах будут только англо-французские планы. Будущая ближневосточная трагедия заключалась еще и в том, что Лондон с Парижем жестоко поссорились буквально на следующий день после окончания Великой войны, когда приступили к дележу завоеванного мира.

Все арабские, еврейские, хашимитские и многие-многие другие планы на Ближнем Востоке пошли прахом уже в 1919 году, когда сначала Хашимитам, затем всем остальным стало ясно, что претворяться в жизнь на местах будут только англо-французские планы. Будущая ближневосточная трагедия заключалась еще и в том, что Лондон с Парижем жестоко поссорились буквально на следующий день после окончания Великой войны, когда приступили к дележу завоеванного мира. Премьер-министр Франции Жорж Клемансо по кличке «Тигр», человек неуравновешенный и политик крайне радикальный, истерично кричал о том, что именно Франция понесла в войне самые большие потери, а потому больше остальных имеет право получить за понесенные страдания справедливую компенсацию. Касаемо потерь и страданий господин Клемансо был прав. Почти все четыре года война шла на севере Франции, в результате чего эта часть страны была полностью разрушена. Каждую делегацию, принимавшую участие в работе Парижской конференции, обязательно везли в Париж через те места, где шли бои, чтобы политики могли увидеть, насколько великой была боль Франции. Таких разрушений человечество действительно никогда до этого не видело. За годы Великой войны ни один снаряд не упал на территорию Великобритании, английских солдат погибло в разы меньше, чем французских, жертв среди мирного населения вообще не было, потому как Британия войны вообще не видела. По этой причине Клемансо требовал справедливую долю Ближнего Востока в качестве компенсации за французские страдания. Создание единой Великой Сирии под руководством династии Хашимитов, которых англичане полностью контролировали, вероятно, повело бы весь Ближний Восток совершенно иным путем, куда более мирным… но тигр Клемансо неистово требовал своей доли, а потому арабов пришлось делить. Когда в конце 1919 года на средиземноморском сирийском побережье высадилась французская армия, а британские войска начали уходить из Сирии, всем стало ясно, что никакой Великой Сирии не будет. Естественно, такое вопиющее нарушение данных обязательств поставило на арабском энтузиазме в британском отношении политический крест.

Жорж Клемансо, «Тигр», сыграл в истории Ближнего Востока трагическую роль

В Сирии начались волнения, затем восстания, но французы каленым железом взяли власть на местах в свои руки, затем установили в своем мандате палочный колониальный режим, продержавшийся четверть века до 1946 года. На все про все у них ушло около двух лет, и к концу 1921 года Сирия была прочно уже совсем в другом, французском мире. Если раньше при османах зажиточные жители Иерусалима ездили за покупками и по важным делам в соседний куда более цивилизованный Бейрут, то теперь эти два города находились в разных мандатах, то есть в разных государствах. Так Южная Сирия в 1920 году стала Палестиной, как по документам, так и в умах людей, здесь проживающих. Местным арабам было теперь ясно, что никакого единого великого Хашимитского королевства не будет. Чего им, однако, не было ясно – что теперь с ними будет, в каком они будут жить государстве? Действительно, нигде больше в послевоенном мире не образовалось столь великой политической путаницы, как на территории Палестины в 1920 году. Иерусалим англичане без всяких сомнений намеревались превратить в христианский город. После Святого Города шла Святая Земля – Назарет, Вифлеем, Иордан и многие другие места, которые также имели для христиан всего мира огромное значение. Здесь проживали почти исключительно арабы, но многие из них были христианами. Затем шла остальная Палестина, которая была в основном сельской, полностью арабской и мусульманской. Причем имелся Западный берег реки Иордан и Восточный берег реки Иордан. На Западном берегу находились Святая Земля, Средиземноморское побережье и большая часть плодородных земель. Иными словами, именно на Западном берегу располагались главные палестинские духовные и материальные ценности, в то время как Восточный берег представлял собой малонаселенную, никому по большому счету не нужную пустыню. Когда речь идет о

1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 88
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?