Шрифт:
Интервал:
Закладка:
1 ноября вышел приказ о расформировании Оперативного отдела Наркомвоена. Все. кто не хотел покидать Москву и отправляться в Серпухов, на место дислокации Полевого штаба, обязывались сообщить об этом через своих начальников Теодори. Ликвидировали дела Генштаба В.Ф. Тарасов, большевики В.Ф. Семенов и Е.В. Гиршфельд. 4 ноября приказом по Опероду объявлялось решение о назначении в Полевой штаб 175 сотрудников Оперативного отдела Наркомвоена. 5 ноября — еще 11 человек.
Одновременно с расформированием Оперода Наркомвоена — 1 ноября 1918 г. заместитель председателя Реввоенсовета Республики Э.М. Склянский. главком И.И. Вацетис, член РВСР К.Х. Данишевский утвердили штат Полевого штаба (ПШ) РВСР. Спустя четыре дня — 5 ноября 1918 г. — штат был объявлен секретным приказом РВСР № 197/27 и продублирован приказом № 46 по Полевому штабу РВСР от 8 ноября. В структуре Полевого штаба было предусмотрено Регистрационное управление — центральный орган военной агентурной разведки, военной контрразведки и военной цензуры.
Приказ № 1 по Региструпру (от 8 ноября) гласил: «Регистрационное Управление Полевого Штаба РВСР считать сформированным с 1-го ноября с. г…»
Штаты Полевого штаба РВСР (приказ РВСР № 197/27 от 5.11.1918 г.) определяли следующую структуру Регистрационного управления, как состоящую из двух отделов и курсов разведки и военного контроля:
«…VI. Регистрационное управление
I. Отдел военного контроля
1) Общее отделение
2) Организационно-инспекторское отделение
3) Активное отделение
4) Регистрационное отделение
5) Казначейское отделение
6) Бюро печати
II. Агентурный отдел
1) Канцелярия
2) Агентурное отделение
III. Курсы разведки и военного контроля».
Военно-цензурное отделение Оперативного отдела Наркомвоена вошло в состав Бюро печати Отдела военного контроля.
Таким образом, Регистрационное управление Полевого штаба РВСР было сформировано на базе Оперативного отдела Наркомвоена усилиями его руководителей С.И. Аралова и Т.Н. Теодори, отразив их понимание, а вернее непонимание существа вопроса в том, что касается организации военной агентурной разведки. Из опыта русской военной разведки и контрразведки было сохранено единственное: подчинение обоих органов одному руководителю. Вместе с тем был окончательно отринут опыт русской военной разведки, хранителем которого в людях и документах являлся Отдел 2-го генерал-квартирмейстера ГУГШ Наркомвоена — Военно-статистический отдел ВГШ.
Название нового центрально органа, судя по всему, данное ему С.И. Араловым и Г.И. Теодори — «Регистрационное управление», — никоим образом не отражало всех функций, которые на него возлагались, и вместе с тем в этом названии заключалась основная направленность деятельности этого Управления — борьба со шпионажем противника. Военной контрразведкой Всероссийского главного штаба занималась с лета 1918 г. Регистрационная служба; Морская регистрационная служба, организующая борьбу со шпионажем противника, существовала в Морском генеральном штаба до 1917 г. и после него. Отсюда и нумерация Отдела военного контроля (1-й отдел) и многочисленность отделений в нем. в отличие от 2-го (агентурного) отдела, и даже количественный состав отделов: 147 сотрудников по штату в Отделе военного контроля и 39 — в Агентурном отделе, говорил о приоритетах, отданных отделам в Регистрационном управлении. Кроме того, на весь Региструпр приходилось 2 штатных должности мотоциклистов и 8 должностей курьеров.
Более того, агентурный отдел не был структурирован и состоял опять-таки из агентурного отделения и канцелярии.
Несмотря на централизацию агентурной разведывательной деятельности в Регистрационном управлении Полевого штаба РВСР, структуры, организующей и ведущей агентурную военно-морскую разведку, в ноябре 1918 г. создано не было.
Разместился Региструпр в Москве на улице Пречистенка, в домах № 35, 37 и 39, где ранее находилось Разведотделение Оперода Наркомвоена.
Первый состав сотрудников агентурного отдела, объявленный в приложении к приказу по Полевому штабу № 46 от 8 ноября 1918, § 5 (инициалы проставлены по другим документам. — Примеч. авт.), выглядел следующим образом:
«Начальник Аралов С.И.
Консультант Теодори Т.Н.
Для поручений Лорченков Л.И… Готовицкий Н.М.
Секретари Кузнецов, Шешунов К.Н.
Письмоводители Хлодицкая. Червяков В.С.
Служители Чижов, Андреев А.П.
Начальник Агентурного отдела Тарасов В.Ф.
Комиссар Павулан В.П.
Секретарь Ольсен Б.О.
Служитель Куликов В.И.
Начальник канцелярии Басис Я.Р.
Делопроизводитель Иванов Т.Н.
Бухгалтер Каспирович В.С.
Помощник бухгалтера Васильев И.В.
Письмоводители Павлов, Булашевич К.Я.
Журналист Янсон Л.И.
Служители Самсонов А.Е., Карташов С.Н.
Начальник Агентурного отделения Кутырев Г.Я.
Комиссар Гиршфельд Е.В.
Помощники Срывалин В.А., Николаев А.Н., Щетинин С.А.
Для поручений Алферов С.С., Васютович М.Д.
Переводчик Кальвин Р.Я., Финк, Витов В.Н., Шлейснер Т.Р., Оленин, Менцендорф Л.П. Заведующий шифром Панин В.А.
Помощник его Озолин П.Б.
Чертежник Шульгин И.П.
Письмоводители Кузнецов И.Ф., вакансия.
Служители Коротков. Копенцова».
Начальник агентурного отдела Тарасов В.Ф., бывший капитан, однокурсник Теодори по ускоренному выпуску из Николаевской военной академии, пробыл на должности несколько дней, и уже с 9 ноября в связи с убытием Тарасова на фронт его обязанности исполнял другой однокурсник Теодори. начальник агентурного отделения агентурного отдела Г.Я. Кутырев. Никто из вышеперечисленных лиц не имел практического опыта организации и ведения агентурной разведки. С весьма ограниченным багажом теоретических знаний, но с боевым опытом мировой войны, что, конечно, было немаловажно, они приступили к руководству разведкой.
Безусловно, на месте были бы сотрудники Военно-статистического отдела Оперативного управления Всероссийского главного штаба, ликвидированного в сентябре, опытные разведчики, «старые» генштабисты: Н.Н. Шварц, Г.К. Карлсон, В.Е. Гарф, П.М. Васильев, А.Л. Ноль-кен. К.И. Эзеринг, А.Г. Грундштрем, К.И. Жихор. Однако амбициозный и самонадеянный Теодори не видел их в числе сотрудников агентурного отдела. Регистрационное управление стало слепком с Оперативного отдела Наркомвоена.
Положение, в котором находилась Советская республика, никоим образом, даже на ближайшую перспективу, не предопределяло отказ от организации и ведения зарубежной стратегической агентурной разведки, что и произошло с созданием Регистрационного управления.