Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Война близилась к окончанию, и в ОСС старались, чтобы их лучший агент не погиб в хаосе штурма германской столицы. 18 марта Кольбе с любовницей и ребенком покинул Берлин и добрался до города Бейлер к востоку от Брегенца, где они нашли приют в крошечной горной хижине. Потом с оставшимися 98 фотокопиями и несколькими оригиналами документов агент сумел попасть в Швейцарию и надиктовал по памяти еще много важной информации. Всего с 17 августа 1943 по весну 1945 года он снабдил американцев 1600 документальными материалами, не считая устных сообщений.
После окончания войны Кольбе некоторое время провел в Соединенных Штатах, где консультировал стратегическую разведку, а в 1946 году выступил на Нюрнбергском процессе над главными военными преступниками в качестве свидетеля обвинения. Он отказался принять какое-либо вознаграждение за свою работу, однако Даллес, не спрашивая своего бывшего агента, добился создания для него фонда в 10 тысяч долларов, предназначенных главным образом для обеспечения сына Кольбе в случае его смерти. Некоторое время спустя немец все же решил взять эти деньги и вложил их в производство асбеста, но вскоре разорился и на занятые у Даллеса деньги вернулся в Германию. Родина встретила его негостеприимно. В правительстве Аденауэра Кольбе считали предателем и отказались предоставить ему государственную службу, хотя бывших нацистов брали на нее довольно охотно. По некоторым данным, бывшего агента выручило Центральное разведывательное управление США, с помощью которого он сумел найти оплачиваемое занятие. Позднее директор ЦРУ Хелмс отрицал вмешательство своего ведомства в дальнейшую судьбу бывшего агента, но факты свидетельствуют об обратном.
Разведка США постоянно пыталась установить контакт с антинацистским подпольем внутри рейха. Эта тема находится несколько в стороне от рассматриваемых в данной книге вопросов, поэтому упомянем лишь некоторые, наиболее известные фигуры из среды немецкой оппозиции. Прежде всего следует отметить военных и гражданских лиц, вовлеченных в заговор с целью убийства Гитлера и свержения нацистского режима, известный как “заговор 20 июля 1944 года” (операция “Валькирия”). Руководящими фигурами среди них являлись бывший обер-бургомистр Лейпцига К. Герделер, фельдмаршал Э. Вицлебен, и бывший начальник генерального штаба генерал Л. Бек. Заговорщики не составляли единую по убеждению группу, среди них имелось радикальное левое крыло, характерными и наиболее активными участниками которого были А. фон Тротт цу Зольц, Г. Мольтке и К. фон Штауфенберг. Именно этот офицер в звании полковника возглавлял штаб резервной армии, и именно он в 12 часов 42 минуты 20 июля 1944 года попытался убить Гитлера, взорвав бомбу в его ставке “Вольфшанце” в Восточной Пруссии. Практически все участники заговора, наряду с множеством других, абсолютно непричастных к нему людей были уничтожены в течение нескольких месяцев.
Несмотря на резко антикоммунистические убеждения Даллеса, он все же попытался работать с германскими коммунистами. Член образованного в Советском Союзе комитета “Свободная Германия” Ноэль Филд сообщил, что представляемая им организация открывает отделения в Париже и Берне и готова сотрудничать также и с западными союзниками в обмен на получение от них снабжения. Однако этим контактам не суждено было развиться. Резидент ОСС в Берне воспринял Филда как крайне недалекого и совершенно ортодоксального человека, абсолютно не подходящего для сотрудничества по своим личным качествам, и отверг план совместной с коммунистами деятельности.
С октября 1944 года приоритетной задачей бернской резидентуры стало приобретение агентуры в рейхе, и все ее силы были направлены на решение этой задачи. Экспедиционным войскам в Европе требовались данные стратегической разведки, главным образом по укрепленной “линии Зигфрида”. К декабрю ОСС имела внутри Германии четырех агентов, однако связь с ними отсутствовала. Все источники представляли собой эмигрантов-антинацистов, отправленных обратно после прохождения краткого обучения и инструктажа. Их подбор представлял для американцев значительную трудность, поскольку эмигранты главным образом находились в лагерях для интернированных и являлись коммунистами или представителями других левых партий и группировок. Для отбора нужных кандидатур Даллес утвердил проект “Бах” и назначил его руководителем уроженца России Лазаря Теппера, бывшего начальника исследовательского отдела Международного профсоюза производителей дамской одежды. Вербовались также владеющие немецким языком скандинавы, бельгийцы, французы и поляки, а также крайне незначительное число немцев, но никого из них резидентура ОСС не рискнула нелегально забросить непосредственно в Германию, все они отправились в Западную Европу. Операция находилась под личным контролем руководителя лондонской секции СИ ОСС Уильяма Кейси, будущего директора ЦРУ, безуспешно пытавшегося засылать агентуру в крупные города. Тактической разведкой ведали военные, забрасывавшие парашютистов из Бельгии и Намюра, а также располагавшийся в Дижоне отряд глубинной разведки ОСС под командованием Генри Хайда.
Несколько больших успехов ОСС добилось при засылке агентуры на часть территории рейха, ранее принадлежавшую Австрии. Население этих районов зачастую неприязненно относилось к нацистам, принесшим войну на их земли. Свойственная многим австрийцам эйфория 1938 года от присоединения к мощному и динамично развивавшемуся государству давно прошла и сменилась разочарованием и обидой, ставшими неплохой почвой для появления подпольного движения Сопротивления. Безусловно, оно было весьма слабым и в основном направлялось эмигрантскими кругами, но все же существовало, и американцы правильно определили уязвимость рейха в этой области. Одной из ведущих фигур являлся князь Отто Габсбург, получивший в ОСС псевдонимы “Никлаус”, “Мистер Y” и “Герман”. Безусловно, его отношения с американцами никоим образом не носили характер агентурных, а ограничивались политическими аспектами. К концу 1943 года по австрийскому направлению работали резидентуры ОСС в Алжире, Берне и Стамбуле, имевшие на связи подпольную группу Майера — Майсснера. Получаемая информация в основном относилась к военному производству на территории Австрии, главным образом на заводах “Штайр”, а также включала несколько сообщений об испытаниях ракетного оружия на полигоне в Пенемюнде. Эти контакты почти прервались после выдачи Майсснера (“Ойстер”, “Арсель”, “Рэдберд”) в марте 1944 года двойным агентом, участвовавшим в операции стамбульской точки ОСС “Сереус”.
Бернская резидентура ОСС на протяжении войны забросила в Германию 24 агентурные группы, из них 10 — на территорию Австрии, но почти все они погибли или были захвачены в плен. Резидентура ОСС в Бари/Казерте направила 34 агента, из них 8 были убиты, 13 — захвачены противником, а один оказался двойником. Общее число заброшенных на австрийскую территорию агентов ОСС составило 76 человек, в основном дезертиров из вермахта, добровольно предложивших американцам свои услуги. Британцы не пользовались у этой категории беженцев популярностью, практически никто из дезертиров или эмигрантов к ним не обращался. Агенты ОСС в основном забрасывались на парашютах и оснащались радиопередатчиками, а