Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Многие испанцы служили лётчиками-связниками в действующей армии. Двое лётчиков, воевавших на У-2, — Хоакин Карильо и Франсиско Бенито — погибли. Были среди них и пилоты, добившиеся значительных боевых успехов. Например, Карлос Гарсия Аюсо совершил за годы войны около ста полётов за линию фронта.
Мало кто знает, что сопровождать и обеспечивать прикрытие самолётов Ли-2, следовавших на Тегеранскую конференцию в конце ноября 1943 г. через аэродром города Баку, было поручено двум эскадрильям истребителей И-16. Одной из них командовал капитан Хосе-Мария Браво Фернандес (1917–2009, командир эскадрильи И-16 у себя на родине), причём трое из пяти пилотов были испанцами. Операция была сверхсекретной, и только через 10 дней из приказа стало известно, что в одном из охраняемых самолётов летел глава государства И. В. Сталин. Все лётчики, участвовавшие в сопровождении Ли-2, были награждены орденом Отечественной войны II степени.
Глава 6. Война за Пиренеями
Как уже говорилось, 28 марта 1939 г. Франко взял Мадрид и объявил об окончании Гражданской войны. Одновременно этот день считается началом партизанской войны в Испании.
В марте 1939 г. был создан секретариат Коммунистической партии Испании для организации подпольной борьбы, который возглавил Х. Ларраньяга. Секретариат подчинялся руководству французской компартии, поскольку лидеры компартии Испании Долорес Ибаррури, Хосе Диас и Франсиско Антон находились в эмиграции.
В конце сентября 1941 г. Ларраньяга с группой товарищей отплыл из Нью-Йорка в Португалию. Оттуда он собирался проникнуть в Испанию и начать там партизанскую войну. Однако 5 октября его группу арестовала в Лиссабоне португальская полиция. Ларраньяга выдали Испании, а там его вместе с тремя соратниками 21 января 1941 г. расстреляли.
Партизаны начали наступательные действия летом 1940 г., когда анархисты из Национальной конфедерации труда (самой знаменитой рабочей гвардии Испании времен гражданской войны) организовали первое покушение на Франко на шоссе в Эстремадуре. Франко остался в живых, но погибли начальник его службы безопасности и несколько приближенных лиц.
К 22 июня 1941 г. большая часть испанских республиканцев, ранее служивших в 14-м партизанском корпусе республиканской армии, находилась на территории Франции. Здесь была создана Испанская военная организация во главе с бывшим заместителем командира корпуса Антонио Буйтраго.
Всего на территории Франции насчитывались десятки тысяч человек испанских партизан. В июне 1942 г. был создан первый испанский отряд в составе французского Сопротивления. Он действовал в департаменте Верхняя Савойя. К 1943 г. испанские партизаны сформировали на территории Франции 27 диверсионных бригад и сохранили наименование 14-го корпуса. Командиром корпуса стал Х. Риос, во время Гражданской войны в Испании служивший в штабе 14-го корпуса республиканской армии.
В мае 1944 г. все действовавшие на территории Франции партизанские формирования объединились во Французские внутренние силы, после чего в составе последних было создано Партизанское испанское объединение во главе с генералом Эваристо Луисом Фернандесом.
Испанские отряды действовали на большой части французской территории и принимали участие в освобождении Парижа и других крупных городов страны.
Кроме испанцев, во французском Сопротивлении принимали участие и воины-интернационалисты, бывшие солдаты и офицеры интернациональных бригад республиканской армии, также отступившие после окончания Гражданской войны во Францию. Так, югославский коммунист Л. Илич, служивший во время Гражданской войны в Испании начальником штаба 14-го республиканского корпуса, во Франции стал начальником оперативного отдела штаба Французских внутренних сил. После войны именно он отвечал за деятельность испанских партизан, занимая должность военного атташе Югославии во Франции, но фактически совместно с французскими коммунистами подготавливая антифранкистское восстание на территории соседней Испании.
Во второй половине 1944 г., после начала отступления немецких войск с юга Франции, партизаны-антифашисты стали постепенно возвращаться в Испанию. В октябре 1944 г. был создан Испанский национальный союз, в который вошли Коммунистическая партия Испании и Объединённая социалистическая партия Каталонии. Испанский национальный союз действовал под фактическим руководством французской компартии. Тогда же, осенью 1944 г., испанские коммунисты задумали проведение крупной партизанской операции в Каталонии.
Каталония всегда была «головной болью» Франко. Именно здесь республиканское движение пользовалось наибольшей поддержкой среди рабочих и крестьян, поскольку к социалистическим настроениям последних примешивался и национальный вопрос. Каталонцы — отдельный народ с собственным языком и культурными традициями. Каталонцы всегда болезненно относились к дискриминации их испанцами-кастильцами.
Франко, придя к власти, запретил каталанский язык, закрыл школы, где велось преподавание на каталанском языке, тем самым ещё в большей степени обострив существовавшие сепаратистские настроения. Каталонцы активно поддерживали партизанские формирования, надеясь, что в случае свержения Франко Каталония обретёт долгожданную национальную автономию.
10 января 1944 г. замнаркома иностранных дел И. М. Майский направил В. М. Молотову совершенно секретную записку. В ней говорилось:
«Пиренейский полуостров не имеет непосредственного значения для СССР, однако, он представляет для нас интерес в плоскости общеевропейской политики, поскольку с своими 30 мил. населения этот полуостров составляет довольно крупную часть Европы. Стратегическое положение Пиренейского полуострова ещё более повышает его роль.
С указанной точки зрения СССР заинтересован в ликвидации режима Франко и в восстановлении испанской республики. Если бы к власти вновь пришел Негрин, ситуация оказалась бы наиболее благоприятной, ибо Негрин очень дружественно относится к нашей стране и не раз мне в Лондоне говорил, что готов был бы пойти на пакт взаимопомощи и военный союз с СССР. Насколько практически целесообразно было бы заключение подобного рода соглашения с Испанией, вопрос спорный. Однако дружественная СССР демократическая Испания значительно укрепляла бы нашу общую позицию в Европе и облегчала бы маневрирование в отношении Франции и Италии»[32].
Замечу, что Хуан Негрин с 17 мая 1937 г. по 31 марта 1939 г. был премьер-министром Испанской республики. А с 31 марта 1939 г. по 17 августа 1945 г. был премьер-министром Испанской республики в изгнании. С марта 1939 г. жил во Франции, а с мая 1940 г. — в Англии.
Ещё ранее, в октябре 1944 г., состоялась встреча Энрике Листера со Сталиным. После этого 7 ноября 1944 г. генерал-майоры Эдуард Эдуардович Лисицын, Георгий Георгиевич Морозов и Антон Антонович Кузнецов специальным самолётом вылетели из Москвы в Бухарест, а далее в Белград. На самом деле это были Энрике Листер, Хуан Модесто и Антонио Кордон. Последний остался на целый год в Югославии, а остальные генерал-майоры прибыли в Париж в феврале 1945 г.
В конце августа 1944 г. создаётся единое командование партизанских сил Испании, тут же признанное за единственного представителя испанских сил на территории Франции (тут хитрость налицо — Франция не рвёт отношений с Испанией, но признает партизан за «единственную вооружённую силу» — мол, они же с немцами сражаются на нашей стороне).
Французы тихонько поддерживают партизан, передав им даже тяжёлое вооружение, взятое у немцев в ходе летней кампании 1944 года. Из состава французской армии были