Шрифт:
Интервал:
Закладка:
14. Постановления уездных земельных советов почитаются окончательными и могут быть отменены высшей губернскою властью лишь в случае нарушения общих узаконении и постановлений правительственной власти, либо законных прав частных лиц и интересов общественных и государственных.
15. Должности Губернского посредника по земельным делам и его помощника учреждаются при управлениях земледелия и землеустройства в губерниях. На Губернского посредника по земельным делам возлагается объединение деятельности уездных и волостных земельных учреждений и содействие успешному выполнению ими возложенных на них обязанностей.
16. Губернскому посреднику по земельным делам непосредственно подчиняются отделения Управления земледелия и землеустройства в губернии: межевое и земельное, с сосредоточением в последнем всех земельных и землеустроительных дел, подведомственных губернскому посреднику по земельным делам. На помощника Губернского посредника по земельным делам возлагается заведывание земельным отделением упомянутого Управления.
17. В межевом отделении под председательством Губернского посредника по земельным делам образуется межевое присутствие в составе члена окружного суда по назначению суда и губернского землемера, на которое возлагается: 1) утверждение планов и межевых документов по всякого рода межевым исполнениям, и 2) завершение землеустроительных дел. незаконченных бывшими землеустроительными комиссиями.
18. Начальнику Гражданского управления предоставляется издавать наказы и инструкции о порядке действий уездных и волостных земельных учреждений и подведомственных им чинов.
УКАЗ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СЕНАТА
(27 июня 1920 г.)
Именем Закона, Правительствующий Сенат слушали: предложение обер-прокурора первого департамента Правительствующего Сената от 20 июня 1920 года за № 241, в коем предлагает на благоусмотрение Правительствующего Сената копию журнала заседания первого департамента от 19 июня 1920 года и приказ Главнокомандующего Вооруженными силами на Юге России о земле от 25 мая 1920 года и утвержденные Главнокомандующим того же числа правила о передаче распоряжением Правительства казенных, Государственного земельного банка и частновладельческих земель сельскохозяйственного пользования в собственность обрабатывающих землю хозяев и Временное положение о земельных учреждениях.
Приказали: Правительствующий Сенат по первому департаменту 19 сего июня признал подлежащим обнародованию приказ Главнокомандующего Вооруженными силами на Юге России генерала Врангеля от 25 мая 1920 года о земле, утвержденные им в тот же день «Правила о передаче распоряжением Правительства казенных, государственного земельного банка и частновладельческих земель сельскохозяйственного пользования в собственность обрабатывающих землю хозяев» и «Временное положение о земельных учреждениях».
Ныне закон этот будет проводиться в жизнь и Правительствующий Сенат, неизменно стоя на страже порядка и законности, почитает для себя долгом отметить значение сего акта в деле государственного устроения нашей родины.
Земледелие и сельское хозяйство в жизни главной массы населения России занимает исключительное положение. Не раз на почве земельных недоразумений возникали серьезные обострения. В нынешнюю кровавую смуту вокруг земли вновь разгорелись страсти, а враги России использовали это в своих преступных целях.
Законы попраны, свирепствует насилие над личностью и имуществом; уничтожены веками созданные хозяйственно-культурные ценности.
Но окончательную гибель Родины русский народ не допустит. Он стряхнет тяжелый недуг и мощно сплотится вокруг своего Правителя и Главнокомандующего, чтобы прекратить братоубийственную смуту и восстановить порядок и мирный труд.
Приказ Правителя, облеченного всею полнотою власти, передает землю трудящимся хозяевам в вечную наследственность, но не даром, а за выплату государству стоимости ее для расчетов с собственниками отчуждаемых земель.
Такой путь перехода, распределения и укрепления земельных угодий отвечает правовым понятиям народа и соответствует историческому развитию земельного законодательства Верховною властью.
Отныне в деревнях должен установиться твердый земельный порядок и хозяйственная обеспеченность жизни трудящихся на земле, а самый закон будет осуществляться при ближайшем участии сельских хозяев, под высшем контролем Правителя и Главнокомандующего.
Закон земельный направлен к общему благу государства, и на нем будет строиться мощь России.
Споры, неудовольствия, раздоры вокруг земельного вопроса должны смолкнуть. Каждый верный сын нашей многострадальной Родины, не из-за страха, а по долгу совести, обязан отдать свои силы и знания и поступиться своими личными интересами, всемерно помогая Правителю и Главнокомандующему в скорейшем и наилучшем осуществлении закона о земле.
А посему Правительствующий Сенат, в общем собрании всех департаментов определяет: о точном и неуклонном исполнении всеми приказа от 25 мая сего года предписать всем подчиненным местам и лицам и объявить во всеобщее сведение.
ПРИКАЗ О СКОПЩИНЕ
№ 3367
(26 июня 1920 г.)
Только что вернулся из объезда Бердянского и Мелитопольского уездов. Видел повсеместно горячую готовность населения помогать войскам, жертвовать, несмотря на трудное время уборки хлебов, рабочими силами на пополнение войсковых частей, давая армии безропотно все требуемое.
Такое отношение к войскам со стороны народа, за благо и свободу которого они борются, обеспечивает дальнейший успех нашего дела.
Со своей стороны, озабочиваясь облегчением земледельческому населению тяготы падающих на него натуральных на военные нужды повинностей, вменяю в непременную обязанность войсковым частям оказать народу деятельную помощь в уборке урожая и засеву озимых полей отпуском свободных от наряда лошадей и войсковых обозов на полевые работы.
В беседах моих с крестьянами-земледельцами о сборе урожая и новом земельном законе я заметил неправильное понимание на местах сделанного по моему приказанию 17 июня Управлением земледелия и землеустройства распоряжения об уплате аренды и скопщины в нынешнем году. (Распоряжение Управления земледелия и землеустройства, от 17 июня 1920 года, о сборе урожая в текущем году по приказанию Главнокомандующего Управления земледелия и землеустройства разъясняет:
«I. Арендаторы и съемщики, заключившие письменные или словесные договоры об аренде сельскохозяйственных угодий с их собственниками, уплачивают им за урожай текущего года аренду натурой или деньгами, условленную в договорах. Возникающие споры разрешаются в судебном порядке.
2. Во всех прочих случаях земледельцам-хозяевам, пользовавшимся в текущем году сельскохозяйственными угодьями частновладельческих имений, предоставляется право беспрепятственно снять урожай, с обязательством внести в казну, применительно к Правилам Приказа о земле, одну пятую часть действительного урожая хлебов и трав, натурой или деньгами, по рыночной стоимости зерна и сена. Такой же сбор производится с земледельцев-арендаторов в имениях, владельцы которых или их представители отсутствуют».
Арендными правилами 21 сентября 1919 года высший предельный размер аренды и скопщины по договорам ограничен одной пятой частью средней урожайности. Поэтому требования собственников, превосходящие этот предел, не подлежат удовлетворению. Внесение же скопщины в законном размере непосредственно собственникам впредь до отчуждения подлежащих участков, согласно распоряжению 17 июня, только облегчает скопщикам расчет с государством за урожай текущего года, сравнительно с требованием нового земельного закона: платежи по договору могут быть в некоторых случаях менее пятой части, скопщина может вноситься не обмолоченным хлебом всякого сорта вместо установленного для платежей зерна и рассчитываться по действительному урожаю только с засеянных десятин вместо средней урожайности всей площади участка.
В видах скорейшего приступа