litbaza книги онлайнВоенныеНейтралы и союзники в войне против СССР. 1941–1945 гг. - Александр Борисович Широкорад

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 21 22 23 24 25 26 27 28 29 ... 102
Перейти на страницу:
и спросил, когда будет ответ германского правительства на заявление советского правительства от 25 ноября 1940 г. Аналогичный запрос в тот же день был сделан и в Берлине полпредом Деканозовым. 23 января фон Шуленбург сообщил Молотову: «Германское правительство находится в контакте с правительствами своих союзников, Италии и Японии, по этим вопросам и надеется, что после того, как будет изучена вся проблема, оно будет в состоянии возобновить политические обсуждения с советским правительством в ближайшее время».

Гитлер потерял интерес к переговорам. Он готовился к молниеносной войне с СССР.

Глава 2. Дела кавказские

22 июня 1941 г. Германия напала на СССР. За четыре дня до этого Турция по предложению Гитлера подписала с Германией «Пакт о ненападении». В связи с нападением Германии на СССР Турция объявила нейтралитет. В то же время по представлению турецкого правительства парламент разрешил призывать на действительную военную службу лиц старше 60 лет, офицеров запаса старше 65 лет, а также объявить мобилизацию в восточных вилайетах, чтобы заполнить брешь, образовавшуюся перемещением 40-тысячной армии в округ Фракия. Эти акции сильно встревожили СССР.

Германская пропаганда утверждала, что СССР намеревается захватить Проливы. В свою очередь 27 июня 1941 г. в опровержении ТАСС решительно отмечались «провокаторски лживые заявления в декларации Гитлера по поводу мнимых претензий СССР на Босфор и Дарданеллы и о мнимых намерениях СССР оккупировать Болгарию».

10 августа 1941 г. СССР и Англия сделали совместное заявление о том, что будут уважать режим Проливов и территориальную целостность Турции. Там же Турции были даны заверения в оказании помощи, если она окажется жертвой агрессии. Чтобы ослабить действенность германской пропаганды, советское правительство подтвердило свою верность Конвенции Монтрё и заверило турецкое правительство, что не имеет никаких агрессивных намерений и притязаний в отношении Проливов. Советская сторона подчеркнула, что понимает желание Турции остаться нейтральной, а потому окажет ей помощь и содействие в случае, если она окажется жертвой нападения какой-либо европейской державы.

Ещё в мае 1941 г. англичане ввели войска в Ирак и Сирию. Теперь у британских войск, дислоцированных от Египта до Бирмы, разрыв был лишь в Иране.

В августе 1941 г. советские и британские войска заняли Иран.

Появление Красной армии в иранском Азербайджане вызвало серьезную озабоченность турецкого правительства. Турки начали замышлять захват северной части Ирана. Германский посол фон Папен доносил Риббентропу: «Хорошо осведомленное доверенное лицо сообщает: ввиду успехов немцев в России турецкие правительственные круги все больше начинают заниматься судьбой… азербайджанских турок».

В 1938 г. турецкая армия насчитывала 20 тыс. офицеров и 174 тыс. солдат, из которых было укомплектовано 20 пехотных дивизий, 3 горнострелковых бригады, 1 крепостная бригада и 5 кавалерийских дивизий (включая 2 запасные) — всего 132 полка (60 пехотных, 6 горнострелковых, 21 кавалерийский, 8 кавалерийских запасных, 20 полков полевой артиллерии, 10 тяжёлой и 7 крепостной).

В конце 1941 г. проведена мобилизация, которая позволила сформировать ещё 45 дивизий. Однако техническое оснащение и выучка турецких войск оставляли желать лучшего.

В середине 1930-х гг. у Турции не было никакой определённой политики. Анкара заключала договоры со всеми странами подряд. Целью турецких политиков было в случае начала войны аннексировать как можно больше чужих территорий, точнее, территорий бывшей Османской империи, которые кемалисты продолжали считать своими.

В 1934 г. Турция, заключив предварительно двухсторонние соглашения с рядом балканских государств (14 сентября 1933 г. — с Грецией, 18 октября 1933 г. — с Румынией, 27 ноября 1933 г. — с Югославией), стала членом профранцузской Балканской Антанты.

Программой минимум турецкие политики считали захват островов Эгейского моря и южной части Болгарии. Но тут нашла коса на камень. Островами в Эгейском море частично владели итальянцы, а на остальные они, как говорится, «глаз положили». А Гитлер сделал ставку на Болгарию, и ни о каком разделе её и речи не могло быть.

Оставались, конечно, Крым и Кавказ. Но до 22 июня 1941 г. турки об этом и подумать боялись. А после Гитлер решил сделать из Крыма курорт Готенланд для своих «белокурых бестий», а славян, татар и прочих в лучшем случае выселить. И уж тем более Гитлер не собирался никому дарить бакинские нефтепромыслы и нефтепровод Баку — Батуми. И вообще, Гитлер планировал использовать Закавказье как плацдарм для продвижения в Индию и Египет.

Управлять Кавказом должен был одноимённый рейхскомиссариат с центром в Тбилиси. Гитлер подобрал даже имперского наместника на Кавказе, некого Арно Шикендинца.

Для захвата культурных ценностей в Закавказье была сформирована группа «Кюксберг» под командованием гауптштурмфюрера СС Краллета. В её задачу входили захват и отправка в Берлин всего ценного в архивах, музеях, библиотеках и частных коллекциях.

Специально же для турок была устроена утечка информации о том, что 17 марта 1943 г. на секретном совещании в Берлине Гитлер заявил: «Кавказ позже будет отдан Турции при условии его использования нами».

Летом 1942 г. новый турецкий премьер Шюкрю Сараджоглу в беседе с германским послом Францем фон Папеном заявил: «Уничтожение России является подвигом фюрера, равный которому может быть совершён раз в столетие, оно также является извечной мечтой турецкого народа».

А министр иностранных дел Турции Н. Менеменджиоглу (июль 1942 — июль 1944 г.), поддерживая войну Германии против СССР, сказал: «Турция как прежде, так и теперь самым решительным образом заинтересована в возможно более полном поражении большевистской России».

В мае 1942 г. фон Папен доносил в Берлин, что начальник Генерального штаба Турции маршал Чакмак обещал передать в распоряжение германской разведки значительное число состоявших на службе в турецкой армии «бывших кавказских и особенно азербайджанских офицеров, которые прекрасно знают страну».

В июле 1941 г. журнал «Бозкурт» опубликовал статью «Пантюркизм ждёт», поместив карту «Великой Турции», в состав которой были включены Закавказье и Средняя Азия. Устремления пантюркистов, вспомнивших о младотурецкой идее создания «Великого Турана», которая объединит под эгидой Турции все тюркские народы, распространялись и дальше этих регионов. «Границы нынешней Турции проходят далеко за горами Кавказа, за Каспийским морем; Волга — это река, в которой веками наши предки поили своих коней», — говорилось в статье.

В конце 1941 г. турки подтянули 26 дивизий к границе с СССР, а всего после мобилизации в Восточной Турции имелось свыше 750 тысяч солдат.

Наши историки в один голос указывают, что СССР сосредоточил на турецкой границе целых четыре армии. На самом деле 23 июля 1941 года Закавказский ВО был преобразован в Закавказский фронт. Однако уже 28 января 1942 года Закавказский фронт был разделён на Крымский фронт и Закавказский ВО.

В составе Закавказского ВО было не четыре, а всего лишь две армии (45-я и 46-я), и довольно слабого состава. 46-я армия прикрывала границу от Чёрного моря до горы Уч-Тапаляр,

1 ... 21 22 23 24 25 26 27 28 29 ... 102
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?