litbaza книги онлайнИсторическая прозаОкинава, 1945 - Антони Вольны

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 28 29 30 31 32 33 34 35 36 ... 47
Перейти на страницу:

Атаки пилотов-смертников оказались чрезвычайно чувствительными для Военно-морского флота США — в течение одних суток японцы потопили или повредили 17 военных кораблей. Потери экипажей составили 91 человек убитыми, 280 ранеными и 283 пропавшими без вести. Во время этого налета самолеты американской авиации и зенитная артиллерия сбили 131 самолет противника.

Наступление японских войск закончилось провалом, однако командир 24-й пехотной дивизии принял решение возобновить под утро 5 мая наступательные действия силами 1-го батальона 32-го полка и приданного ему 26-го пехотного батальона в направлении селения Танабару. В то же время 1-й батальон 22-го полка должен был ударить севернее селения Коти. Под прикрытием темноты 1-й батальон 32-го полка, усиленный шестью танками, сумел пробиться через заградительный огонь американской артиллерии и навязать бой 306-му пехотному полку. Группа японцев численностью 90 человек атаковала штаб 306-го полка, еще 450 солдат и офицеров заняли селение Танабару и полосу возвышенностей в 2 км за линией фронта. Это была самая большая глубина вклинивания японских войск в американскую оборону.

Заняв селение Танабару, японцы отрезали доставку снаряжения и продовольствия американскому 17-му полку 7-й пехотной дивизии, оборонявшемуся в районе селений Коти и Онага. Они заминировали единственную дорогу, ведущую к полку, и обстреливали ее из пулеметов, прострелили телефонный кабель, соединявший командный пункт 17-го полка с тремя его батальонами. Кроме того, окружили полковые склады, но не уничтожили их, потому что собирались воспользоваться ими.

Вечером 4 мая командующему 32-й японской армией стало известно о неудаче предпринятой контратаки и огромных потерях в своих войсках. 5 мая японский 32-й полк насчитывал 30 %, а два его передовых батальона — по 15 % от их прежней численности. В 27-м танковом полку осталось только шесть танков, которые пришлось вкопать в землю в окрестностях Сюри, превратив их таким образом в доты. Погибла также половина японских артиллеристов.

В полдень 5 мая штаб американского 17-го полка еще не знал точно, какие силы противника проникли на его тылы. Было принято решение действовать более энергично. Одна пехотная рота ударила в лоб по противнику, оборонявшему цепь возвышенностей Танабару, чтобы связать его силы. Еще одна рота при поддержке танков обошла противника с запада и ударила по селению Танабару, вытеснив японцев с наскоро подготовленных оборонительных позиций. Утром следующего дня две другие роты, усиленные огнеметами и минометами, атаковали хребет Танабару с западной стороны и к вечеру вытеснили разбитые подразделения противника. В течение трехдневного сражения в этом районе японская сторона потеряла 462 человека убитыми.

Ночью с 5-го на 6 мая японское командование приняло решение прервать наступление и перейти к обороне. Генерал Усидзима признал правоту полковника Яхары и обещал в будущем больше считаться с его мнением.

Потери 7-й и 77-й американских пехотных дивизий при отражении контрудара составили 714 человек. 1-я дивизия морской пехоты, наступавшая вдоль западного побережья, потеряла 649 человек.

Утром 7 мая войска 10-й армии США начали наступление и к вечеру следующего дня должны были выйти на рубеж, проходящий по населенным пунктам Аса, Дакэси и Гайдзя. Однако проливные дожди, шедшие 6–8 мая, в значительной степени усложнили использование тяжелых орудий и передвижных средств, что затормозило наступление. Это время японские войска использовали для восполнения своих потерь в пехотных батальонах. Несмотря на возникшие дополнительные трудности, 184-й полк пехоты полковника Грина после интенсивной разведки обороны противника повел наступление с целью захвата высот в районе селения Гайдзя, потерянных несколько дней назад. 2-й батальон этого полка своей внезапной атакой застал японцев врасплох и 7 мая относительно легко овладел необходимыми объектами.

Бои за взятие массива Коти, продолжавшиеся с 26 апреля, после провала контрнаступления японских войск были снова возобновлены силами 17-го полка. Была сделана попытка выжечь оборону противника, укрепившегося на восточных склонах гор, сбрасывая на него 38-литровые бочки с бензином. Координация наступательных действий 17-го полка была поручена заместителю командира 7-й пехотной дивизии, бригадному генералу Джозефу Рэди. Утром 7 мая 3-й батальон 17 полка, поддержанный танками и огнеметами, занял селение Коти и овладел северной частью горного массива. Дожди затрудняли использование танков и авиации поддержки. 9 мая войска 7-й дивизии, измученные продолжительными боями, были заменены частями 96-й дивизии генерала Брэдли. На позициях 17-го полка полковника Пэчлера разместился 382-й полк 96-й дивизии.

77-я пехотная дивизия, которая овладела возвышенностями и селением Маэда, медленно наступала вдоль центральной дороги в направлении города Сюри. С западной стороны дороги японские войска выстроили оборону, используя пещеры (в одной из них были даже обнаружены два грузовика). Все возвышенности были подготовлены для ведения круговой обороны, а в пещерах, расположенных на обратных склонах гор, размещались резервы, которые японское командование использовало для проведения контратак.

Несмотря на сильную поддержу, оказываемую 77-й пехотной дивизии авиацией, корабельной артиллерией и гаубицами калибра 203,2 мм, ее наступление оказалось наиболее медленным, так как подступы к городу Сюри были хорошо укреплены. Кроме того, 77-я дивизия, как и другие американские дивизии, действовала методично и размеренно: наступление проводила в первой половине дня, после полудня солдаты окапывались на захваченной территории, а ночью организовывали оборону. Японцы привыкли к такому способу ведения боев. Только 307-й полк 77-й дивизии атаковал ночью и малыми силами — от роты до батальона, нападая на спящих в траншеях японских солдат. Однако довольно быстро оборона противника окрепла, поскольку предпринимаемые американцами атаки оказались слишком маломощными.

За неделю боев, с 3-го по 10 мая, ценой потери 20 тысяч человек погибшими, ранеными и пропавшими без вести американские войска 24-го армейского корпуса продвинулись лишь на 1500 метров в глубь японской обороны, то есть наступление велось со скоростью 214 м в сутки.

Следующее скоординированное наступление главных сил 10-й армии США было запланировано на 11 мая 1945 г. В это время на западном участке фронта в бой была введена 6-я дивизия морской пехоты. Два корпуса, 3-й — морской пехоты, 24-й — армейский, развернулись в одну линию на соседних позициях, имея в первом эшелоне 6-ю и 1-ю дивизии морской пехоты, э также 77-ю и 96-ю пехотные дивизии. 7-я дивизия морской пехоты находилась в резерве армии.

Главный удар 10-й армии надлежало нанести силами 77-й дивизии вдоль центральной дороги в направлении города Сюри. Японские оборонительные позиции в этом районе должны были окружить две фланговые дивизии: 6-я — морской пехоты, 96-я — пехотная. В ночь с 10-го на 11 мая 382-й пехотный полк (96-й ПД) под командованием полковника Дилла вытеснил японские войска с последней горы массива Коти и на следующий день закрепился на занятой территории. Соседний 383-й полк полковника Мэя был остановлен перед горным массивом, прозванным американскими солдатами «коническим» или горой «миллиона долларов», так как стоимость снарядов, выпущенных из тяжелых корабельных орудий на этот опорный пункт, оценивалась в миллион долларов. Там оборонялась тысяча японских солдат и офицеров, располагавших орудиями и минометами, из состава 89-го пехотного полка полковника Канаямы. По ходу боя эти войска были усилены 27-м пехотным батальоном, 3-м батальоном станковых пулеметов и 23-й ротой зенитной артиллерии.

1 ... 28 29 30 31 32 33 34 35 36 ... 47
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?