Шрифт:
Интервал:
Закладка:
«Общественное мнение явно обеспокоено затяжкой восстания и отсутствием планов выхода из создавшегося положения. Вслух произносятся обвинения, что восстание — непродуманная акция, плохо организованная, особенно в плане получения помощи из Лондона. Отсутствие сбросов оружия или хотя бы продовольствия и абсолютная пассивность союзников для общества непостижимы».
18 августа посол Великобритании отправил наркому иностранных дел СССР письмо по поводу информированности правительства Великобритании о начале восстания в Варшаве. При этом посол Керр сделал ловкий дипломатический вольт: он не стал пересказывать позицию своего правительства, отвечая на прямо поставленный вопрос советской стороны: было ли английское правительство заранее предупреждено о восстании в Варшаве, а предпочел отправить Молотову копию телеграммы из Лондона.
После перечисления всех планировавшихся польским эмигрантским правительством действий по организации вооруженной борьбы там было особо подчеркнуто — специальным пунктом, — что на решение польского командующего о начале восстания, несомненно, повлияли продвижение Советской Армии непосредственно в район Варшавы и тот факт, что немцы начали эвакуацию из Варшавы.
Сталинская пощечина англичанам и американцам
Все эти действия союзников были соответственно оценены в Кремле.
22 августа Сталин ответил на письмо Черчилля и Рузвельта. Он писал:
«Ваше и г-на Рузвельта послание (от 20 августа 1944 г.) я получил. Хочу высказать свои соображения.
Рано или поздно, но правда о кучке преступников, затеявших ради захвата власти варшавскую авантюру, станет всем известна. Эти люди использовали доверчивость варшавян, бросив многих почти безоружных людей под немецкие пушки, танки и авиацию. Создалось положение, когда каждый новый день используется не поляками для дела освобождения Варшавы, а гитлеровцами, бесчеловечно истребляющими жителей Варшавы.
С военной точки зрения создавшееся положение, привлекающее усиленное внимание немцев к Варшаве, так же весьма невыгодно для Красной Армии, как и для поляков. Между тем, советские войска, встретившиеся в последнее время с новыми значительными попытками немцев перейти в контратаки, делают все возможное, чтобы сломить эти контратаки гитлеровцев и перейти на новое широкое наступление под Варшавой. Не может быть сомнения, что Красная Армия не пожалеет усилий, чтобы разбить немцев под Варшавой и освободить Варшаву для поляков. Это будет лучшая и действительная помощь полякам-антинацистам».
Через три дня, 25 августа, заместитель наркома иностранных дел Вышинский ответил на письмо английского посла от 16 августа. Он, среди прочего, писал:
«…я не могу не коснуться утверждения, содержащегося в пункте 3 телеграммы, приложенной к Вашему письму от 18 августа, о том, что одной из причин выступления поляков в Варшаве послужили якобы неоднократные советские призывы действовать более активно. Это утверждение не соответствует действительности, так как известно, что приказ к восстанию в Варшаве был дан польским эмигрантским правительством».
В конце августа 1944 года войска 1-го и 2-го Белорусских фронтов пытались отбросить немецкие войска, находившиеся северо-восточнее Варшавы.
5 сентября 1944 года английский посол направил Молотову послание правительства Великобритании по вопросу о Варшаве.
Там говорилось о том, что военный кабинет рассмотрел последние сообщения о положении в Варшаве, которые показывали, что поляки, сражающиеся там против немцев, находятся в отчаянном, бедственном положении.
Общественное мнение в Польше глубоко затронуто событиями в Варшаве и ужасными страданиями поляков. Мол, мирные варшавские жители не ответственны за принятое решение о начале восстания.
И тут же: «Наш народ не может понять, почему полякам в Варшаве не было отправлено никакой материальной помощи извне. Тот факт, что такая помощь не могла быть отправлена ввиду отказа Вашего правительства позволить самолетам Соединенных Штатов приземляться на аэродромах в России, сейчас становится общеизвестным».
И опять следовали призывы оказать всемерную помощь, которая может быть в силах советского правительства, и, кроме всего прочего, предоставить возможность для самолетов Соединенных Штатов приземляться с этой целью на советских аэродромах.
Это письмо было внимательно рассмотрено, и уже 9 сентября послу Великобритании было отправлено ответное письмо Молотова с изложением аргументированной позиции СССР. Судя по стилю письма и резкой четкости составлявших его выражений, она было написано при явном участии Сталина, возможно, полностью им продиктовано. Вот это письмо:
«5 сентября Советское правительство получило послание Британского правительства по вопросу о Варшаве.
Советское правительство сообщало уже Британскому правительству свое мнение о том, что за варшавскую авантюру, предпринятую без ведома советского военного командования и в нарушение оперативных планов последнего, несут ответственность деятели польского эмигрантского правительства в Лондоне.
Советское правительство хотело бы, чтобы была организована беспристрастная комиссия для выяснения того, по чьему именно приказу было начато восстание в Варшаве и кто виноват в том, что советское военное командование не было об этом уведомлено заранее. Никакое командование в мире, ни английское, ни американское, не может мириться с тем, чтобы перед фронтом его войск было организовано в большом городе восстание без ведома этого командования и вопреки его оперативным планам. Понятно, что советское командование не должно составлять исключение. Несомненно, что если бы перед восстанием в Варшаве запросили советское командование о целесообразности устройства восстания в Варшаве в начале августа, то советское командование отговорило бы от такой затеи, ибо советские войска, прошедшие с боями свыше 500 километров и достаточно уставшие, не были тогда готовы, чтобы взять штурмом Варшаву, имея при этом в виду, что немцы к тому времени уже успели перебросить с запада свои танковые резервы в район Варшавы.
Никто не сможет упрекнуть Советское правительство, что оно оказывает будто бы недостаточную помощь польскому народу, и в том числе Варшаве. Наиболее действенной формой помощи являются активные военные действия советских войск против немецких оккупантов в Польше, давшие возможность освободить более четвертой части Польши. Все это дело рук советских войск и только советских войск, проливающих кровь за освобождение Польши. Остается малоэффективной форма помощи варшавцам, а именно — сбрасывания с самолетов оружия, медикаментов, продовольствия. Мы несколько раз сбрасывали и вооружение, и продовольствие варшавским инсургентам, однако каждый раз получали сведения, что сброшенное попало к немцам. Если Вы, однако, так сильно верите в эффективность такой помощи и настаиваете на том, чтобы советское командование организовало совместно с англичанами и американцами