Шрифт:
Интервал:
Закладка:
27 ноября. Лев Копелев направляет в Секретариат ЦК КПСС, в Идеологическую комиссию при ЦК КПСС и в президиум правления СП СССР письмо, в котором сказано:
…представляется необходимым возможно скорее освободить Синявского, а материалы этого дела передать в Институт мировой литературы, где он работает, и в Союз писателей, членом которого он состоит.
30 ноября. Выходит сигнальный экземпляр 1‐го тома Собрания сочинений И. Бунина с предисловием А. Твардовского.
Премьера дебютного фильма Петра Тодоровского «Верность».
Ноябрь – 10 января 1966. Рядовой Евгений Евтушенко789 находится на трехмесячных военных сборах в Закавказском военном округе. Зачисленный на службу в окружную газету «Ленинское знамя», военной формы он, по его собственным воспоминаниям, «ни разу не надевал, за исключением танкистской, когда любопытства ради участвовал в военных маневрах». Жил отнюдь не в казарме, а в гостинице, путешествовал вместе с главным редактором полковником М. Головастиковым на Пушкинский перевал, проводил вечера поэзии и раздавал автографы.
Однажды, – приводит колоритную деталь ссыльный поэт, – в редакцию позвонили из штаба Закавказского военного округа: «Командующий округом генерал армии Стученко интересуется, не может ли рядовой Евтушенко прийти к нему сегодня вечером на день рождения?» (Е. Евтушенко. Волчий паспорт. С. 299).
Результатом сборов явилась поэма «Пушкинский перевал»790, где есть такие строки:
Ноябрь. Александр Солженицын предпринимает безуспешные попытки напечатать рассказы (среди них «Правая кисть», 1960, «Захар Калита», 1965, «Как жаль», 1965) в «Литературной России», в журналах «Огонек» и «Москва».
Шанс был очень слаб, но и эту «степень свободы», мне казалось, надо использовать – хотя б для того, чтобы потом себе не пенять (А. Солженицын. С. 142).
Журналы в ноябре
В «Литературной Грузии» (№ 11) поэма Николая Заболоцкого «Деревья».
2 декабря. Постановлением ЦК КПСС создана Экспериментальная творческая киностудия (ЭТК), художественным руководителем которой стал Григорий Чухрай, а первым директором Владимир Познер.
Это, – вспоминает Владимир Михайлов, – была совершенно особая, единственная и уникальная по своему статусу киностудия в стране. В отличие от всех других, она должна была работать на принципах самофинансирования и самоокупаемости. И точно так же в отличие от всех других студий она не имела своего постоянного штата киноработников: режиссеров, сценаристов, операторов, актеров – все они приглашались только для съемок одного конкретного фильма исключительно на договорной основе (Кинематограф оттепели. С. 235).
1 мая 1976 года ЭТК, снявшая к тому времени более 20 художественных и документальных картин («Белое солнце пустыни», «Не горюй!», «Иван Васильевич меняет профессию», «Двенадцать стульев» и др.), была закрыта.
Из записки секретаря МГК КПСС Н. Егорычева в ЦК КПСС от 6 декабря:
В ноябре с. г. органам госбезопасности стало известно, что группа лиц намерена провести 5 декабря в 18 часов у памятника А. С. Пушкину митинг протеста с требованием «Гласности суда над Синявским и Даниэлем».
Принятыми мерами было установлено, что инициаторами проведения митинга являются ВОЛЬПИН-ЕСЕНИН А. С., 1924 г. р., младший научный сотрудник Института научно-технической информации АН СССР, а также БАТШЕВ В. С., 1947 г. р., один из активных участников группы т. н. «смогистов», и БУКОВСКИЙ В. К., 1942 г. р., оба без определенных занятий. Все они являются душевнобольными людьми.
2 декабря с. г. в целях предотвращения митинга органами госбезопасности и Московским городским комитетом ВЛКСМ была профилактирована группа молодежи в количестве 11 человек. БУКОВСКИЙ, находившийся ранее по решению суда на принудительном лечении, был водворен в психиатрическую больницу. Одна из распространителей обращения ВИШНЕВСКАЯ Юлия, ученица 10 класса, у родителей которой имелась путевка о направлении ее в психиатрическую лечебницу, также была помещена на стационарное излечение791.
Через органы здравоохранения принимаются меры к помещению на лечение в психиатрические диспансеры душевнобольных ВОЛЬПИНА-ЕСЕНИНА, ТИТОВА С. В. и БАТШЕВА.
Одновременно органам КГБ поручено выявить всех инспираторов этого митинга (цит. по: В. Батшев. С. 237–239).
«Через 21 день меня выпустили из психушки», – вспоминает Владимир Батшев (Там же. С. 237).
5 декабря. В день Конституции на Пушкинской площади в Москве проходит «митинг гласности», одним из требований которого было обеспечение гласности суда над арестованными Андреем Синявским и Юлием Даниэлем. В число участников митинга входят Александр Есенин-Вольпин, Валерий Никольский, Елена Строева, Аполлон Шухт, Юрий Галансков792. Как рассказывает Людмила Алексеева,
За несколько дней до 5 декабря в Московском университете и в нескольких гуманитарных институтах были разбросаны листовки «Гражданское обращение», напечатанные на пишущей машинке: «…Органами КГБ арестованы два гражданина – писатели А. Синявский и Ю. Даниэль. В данном случае есть основания опасаться нарушения закона о гласности судопроизводства… В прошлом беззакония властей стоили жизни и свободы миллионам советских граждан. Легче пожертвовать одним днем покоя, чем годами терпеть последствия вовремя не остановленного произвола. Ты приглашаешься на митинг гласности, состоящийся 5 декабря в сквере на площади Пушкина у памятника поэту. Пригласи еще двух граждан посредством текста этого обращения».
Автором «Обращения» был Александр Есенин-Вольпин – сын Сергея Есенина, математик и поэт. Вольпин и несколько человек рядом с ним развернули небольшие плакаты: «Требуем гласности суда над Синявским и Даниэлем» и «Уважайте Советскую Конституцию!» Задержали человек двадцать…793 Отпустили через несколько часов (Л. Алексеева. История инакомыслия. С. 250–251).