litbaza книги онлайнВоенные«Котёл» Хубе. Проскуровско-Черновицкая операция 1944 года - Алексей Валерьевич Исаев

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 29 30 31 32 33 34 35 36 37 ... 95
Перейти на страницу:
через Бужок в районе Маломолинцев: 1650 убитых (1139 точно), 380 пленных, 18 танков, 3 штурмовых орудия, 92 орудия, 25 ПТО, 7 минометов, 58 тяжелых пулеметов, 114 легких пулеметов, 67 ПТР, 13 грузовиков, мотоцикл, 2 повозки с боеприпасами, радиостанция, много автоматов и винтовок»[168].

Утрата плацдарма у Маломолинцев со сравнительно большими потерями в людях и технике была непростительной ошибкой командования 1-й гв. армии. Если успех первого удара 13 марта еще можно объяснить внезапностью, то дальнейшее стремление к безоглядному наступлению штаба А.А. Гречко в ущерб обороне уже занятых позиций оправдать уже сложно. Понесенные потери в дальнейшем сказались на боеспособности соединений 1-й гв. армии в боях с прорывающимися из окружения немецкими частями. Особенно контрастируют эти потери и результаты боев за плацдарм с вполне успешным удержанием занятых позиций 6-м гв. мехкорпусом под Скалатом.

В целом потери 1-й гв. армии за десятидневку с 10 по 20 марта можно оценить как достаточно чувствительные. Всего было потеряно 12 083 человека, в том числе 2520 человек убитыми и 621 пропавшими без вести[169]. Заметное увеличение потерь в сравнении с предыдущим периодом объясняется, с одной стороны, тем, что шли непрерывные бои (в предыдущую декаду интенсивные боевые действия начались 4 марта), а с другой стороны, тем, что командование немецкой 1-й танковой армии выдвинуло навстречу советскому наступлению крупные силы с Уманского направления.

Глава 6

«Крепость Тарнополь». Первая попытка

Борьба за город Тарнополь, с одной стороны, являлась периферийной по отношению к наступлению к Днестру. С другой стороны, в схватке за этот крупный узел дорог Западной Украины сторонами оказались задействованы достаточно крупные силы. Поэтому описание боевых действий, приведших к образованию «котла Хубе», будет неполным без описания сражения за Тарнополь. После прорыва с плацдарма на Горыни 60-я армия И.Д. Черняховского находилась в весьма выгодном положении. Ушедшие вперед в прорыв танковые и механизированные корпуса танковых армий В.М. Баданова и П.С. Рыбалко сковали немногочисленные немецкие резервы, позволив движущейся за ними пехоте идти по следам танковых гусениц. Помимо наступления вслед за танковыми армиями задачей 60-й армии являлось обеспечение западного фланга наступления 1-го Украинского фронта. Здесь тоже обстановка была достаточно благоприятной, сплошной фронт у немцев на данном направлении отсутствовал. Правофланговыми соединениями армия двигалась на Збараж и Тарнополь.

Впереди двигались танки 4-го гв. танкового корпуса. Для стрелковых соединений 60-й армии бригады корпуса П.П. Полубоярова были как «иголка», за которой они двигались «ниткой», развивая успех танкистов. В данном случае «двигались танки» отнюдь не фигура речи, эти слова следует понимать в буквальном смысле. Вперед продвигались танки с десантом мотопехоты на них, иногда также нагруженные бочками с горючим.

Именно такая кавалькада из 10 танков (8 машин 14-й гв. тбр и 2 машины из управления корпуса) с десантом вечером 5 марта вышла к городу Збараж с востока. В одном из танков управления корпуса был сам П.П. Полубояров, не чуравшийся лично идти на острие главного удара. В городе было тихо, в домах горел свет, а солдаты гарнизона, состоявшего из полка дивизии СС «Галичина», безмятежно смотрели кино. Видимо, с несением службы у «Галичины» были серьезные проблемы, поскольку танки прорвались в Збараж совершенно неожиданно, вызвав панику и переполох солдат гарнизона. «Тридцатьчетверки» с десантом, стреляя во все стороны, прошли город насквозь и заняли оборону даже не на южной окраине, а на переправе Черниховцы к юго-западу от города. Не зная этого, водители автомашин в Збараже собрались в колонну и попытались уехать в Тарнополь. Натолкнувшись на заслон из советских танков, водители колонны побросали машины и рассеялись по полю, ведя беспорядочный огонь. Всю ночь в Збараже шла стрельба между советскими пехотинцами и отдельными мелкими группами немцев и украинских эсэсовцев.

Однако численность танкового десанта в 60 человек не позволяла очистить город от засевших в домах солдат «Галичины» и мелких немецких подразделений. Усугублялась ситуация тем, что разведка обнаружила подход к городу крупных сил немцев с бронетехникой. Кроме того, поддержку гарнизону Збаража оказывал немецкий бронепоезд № 71. Именно десант бронепоезда вытащил из города штаб украинских эсэсовцев.

Генерал Полубояров немедленно обратился к командарму-60 И.Д. Черняховскому с просьбой высвободить 13-ю гв. танковую бригаду, ранее направленную на Вишневец в качестве передового отряда. Одновременно подтягивались другие части корпуса. Бригада мотострелков подошла в Збараж в ночь с 5 на 6 марта, располагая только легким пехотным оружием. Впрочем, его было вполне достаточно для очистки города от разрозненных групп противника. К середине дня 6 марта к Забаражу подошла 13-я гв. танковая бригада и с ходу вступила в бой за станцию Збараж. Противником бригады стали пехотинцы и бронепоезд. Для борьбы с последним были выделены две СУ-85, которые быстро вывели бронепоезд из строя. Этот факт подтверждается немецкими данными, в отчете бронепоезда № 71 указывается: «Локомотив получил несколько прямых попаданий и лишился хода». Однако в тот момент немцам удалось избежать безвозвратной потери бронепоезда: неповрежденную часть бронеплощадок отцепили и увели, а ночью с помощью трех паровозов эвакуировали поврежденную часть. Бронепоезд № 71 ушел на ремонт. После вывода из строя бронепоезда 13-я гв. танковая бригада заняла станцию Збараж и перешла к обороне, перехватывая подходившие к городу дороги. Одновременно бригада вела разведку возможных маршрутов на Тарнополь.

Наибольшую опасность для бригад 4-го гв. танкового корпуса в тот момент представляли немецкие резервы с танками и САУ. Збараж был в течение 6 марта несколько раз контратакован «танками» в количестве 10–11 машин (по советским данным). По немецким данным, в этом районе действовали штурмовые орудия в количестве 7 единиц. Однако, разумеется, нельзя исключать использование подходящих с запада танков 7-й танковой дивизии, продвигающихся на соединение с главными силами дивизии в Волочиске. К тому же, по имеющимся обрывочным сведениям, контратакующей группой руководил майор доктор Й. Эразмус из 7-й танковой дивизии.

Самоходное орудие СУ-85 с десантом пехоты на марше. Обратите внимание на нагруженную на самоходку 200-литровую бочку горючего.

Тем временем командование фронта потребовало от И.Д. Черняховского уже к вечеру 7 марта овладеть Тарнополем. По существу на тот момент по обе стороны фронта шла гонка, и очень тонкая грань отделяла успех от неудачи. Немецкая сторона стремилась восстановить целостность фронта за счет прибытия свежих соединений, которые передавались под управление XXXXVIII танкового корпуса. Это были недавно сформированные 357-я и 359-я пехотные дивизии, выгружавшиеся с 7 марта в районе Тарнополя. В ЖБД 4-й танковой армии особо отмечалось: «К обеим дивизиям следует предъявлять меньшие требования,

1 ... 29 30 31 32 33 34 35 36 37 ... 95
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?