Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Русские цари Александр II, Александр III и Николай II свыше полувека пытались прикрыть свою экспансию на Балканах разговорами о защите «братушек-славян». В 1877 г. русские солдаты, пришедшие в Болгарию спасать погибающих братушек, с удивлением увидели, что болгарские крестьяне в целом живут куда лучше русских. Как их за это бичевал в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевский!
Досталось и болгарам: «Не будет у России и никогда ещё не было таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как эти славянские племена, чуть только их Россия освободит».
В 1877 г. тот же Достоевский опубликовал в «Дневнике писателя» статью «Ещё раз о том, что Константинополь рано ли, поздно ли, а должен быть наш». Под такими словами классика были готовы подписаться 95 % болгар и греков, которые тоже хотели обладать Константинополем.
14 октября 1915 г. Болгария вступила в войну на стороне Германии и Австро-Венгрии. Официальный повод — «Клика Распутина объявила нам войну».
27 ноября 1919 г. Болгарии пришлось подписать мирный договор в пригороде Парижа Нёйи-сюр-Сен. Согласно ему, Болгария потеряла свыше 11 тыс. кв. км. своей территории, то есть десятую часть предвоенной территории, и седьмую часть населения. Королевству сербов, хорватов и словенцев отошла западная часть страны и часть Македонии.
Западная Фракия отошла Греции, и Болгария лишилась выхода в Средиземное морю. Добруджа была закреплена за Румынией.
На страну наложили контрибуцию в размере 2,25 миллиардов франков золотом, которую Болгария должна была выплатить в течение 37 лет.
Численность сухопутных войск была ограничена 33 тысячами (20 тысяч — армия, 10 тысяч — жандармерия и 3 тысячи — пограничники). Запрещалось иметь авиацию и любые виды тяжёлого вооружения. Это был болгарский вариант Версальского мира.
В октябре 1940 г. в парламент был внесён Закон о защите нации. Законопроект продвигался в законодательной сфере в конце 1940 г., и парламент рассмотрел его 15, 19 и 20 ноября. За неделю до того, как дебаты по законопроекту продолжились во втором чтении 20 декабря 1940 г., 14 декабря в Мраморном море потерпело крушение судно, на борту которого находилось 326 болгарских евреев и других еврейских беженцев, направлявшихся в управляемую Великобританией Палестину. Погибло 230 человек.
Из 160 мест в Национальном собрании большинство депутатов проголосовали вместе с правительством. Парламент ратифицировал законопроект в канун Рождества 1940 г. 15 января 1941 г. он получил королевское одобрение от царя Бориса III и был опубликован в «Государственном вестнике» 23 января 1941 г. Закон запрещал предоставление болгарского гражданства евреям. Во второй главе Закона предписывались меры по определению, идентификации, сегрегации, а также экономической и социальной маргинализации евреев.
Закон был внесён в парламент в октябре 1940 г. министром внутренних дел и бывшим лидером Ратника Петром Габровски. Его протеже, правительственный юрист и коллега по Ратнику, Александр Белев, был направлен для изучения Нюрнбергских законов 1933 г. в Германию и принимал активное участие в его разработке. Созданный по образцу этого прецедента, закон был направлен против евреев вместе с масонством и другими организациями, которые считались «угрожающими» национальной безопасности Болгарии. Закон ввёл ограничения на иностранных евреев. В конце 1938 г. — начале 1939 г. сотрудники болгарской полиции и Министерства внутренних дел всё активнее выступали против приёма евреев, бежавших от преследований в Центральной Европе.
После апреля 1941 г. юрисдикция Закона была распространена за пределы довоенных границ Болгарии на территории в Греции и Югославии, оккупированные болгарской армией и находящиеся под управлением Болгарии.
Ещё ранее, 3 октября 1918 г., болгарский царь Фердинанд подписал отречение в пользу 24-летнего сына Бориса, а сам отправился на ПМЖ в Кобург (Германия).
Борис был разносторонне образован. Ещё в юношестве он увлекался железнодорожной техникой и даже сдал экзамен на машиниста паровоза. Военное дело нравилось царю Борису — он окончил Софийскую военную академию, а в годы Первой мировой войны находился при штабе главнокомандующего болгарской армии.
В царствование Бориса Болгария постепенно шла вправо. В ходе государственного переворота 19 мая 1934 г., организованного офицерским союзом «Военная лига», Борису удалось стать «над схваткой», а затем резко усилить свои позиции. В октябре 1941 г. американский посланник в Софии Джордж Эрл сообщал в Госдепартамент: «В настоящее время царь обладает абсолютной властью».
Борис принципиально не хотел создавать партию власти, видя в этом потенциальную угрозу себе самому.
Сближение Болгарии с Германией началось сразу же после прихода Гитлера к власти. Болгария нуждалась во внешних рынках, и она нашла их в Германии. Последовало заключение нескольких торговых и финансовых соглашений между Болгарией и Германией. Болгарский посланник в Берлине П. Драганов утверждал: «С помощью держав «оси» мы сможем осуществить мирную ревизию невыносимого положения, созданного Парижскими договорами».
12 марта 1938 г. Германия предоставила Болгарии заем в размере 30 млн рейхсмарок на закупку оружия.
1 августа 1938 г. были подписаны Салоникские соглашения, в соответствии с которыми с Болгарии сняли ограничения на увеличение армии, а также разрешили ввести болгарские войска в ранее демилитаризованные зоны на границах с Грецией и Турцией.
Еще до начала Второй мировой войны в Болгарии началась прогерманская и нацистская пропаганда — в 1938 г. началось издание ежеквартального журнала «Родина», в котором пропагандировались идеи фашизма и расовая теория. Руководство изданием журнала осуществляли профессор Б. Йоцов (с 1940 по 1 июня 1944 г. бывший одним из руководителей Министерства просвещения) и профессор Б. Филов (в 1940–1944 гг. возглавлявший правительство Болгарии).
С 1938 г. при немецком посольстве в Софии действовало представительство абвера. Кроме того, в Болгарии начала действовать «Немецко-болгарская культурная лига», руководителем которой являлся группенфюрер войск СС фон Маслов.
После оккупации Чехословакии в марте 1939 г. Германия начала поставки для болгарской армии трофейного оружия чехословацкого производства: бомбардировщиков, истребителей, стрелкового оружия и др.
В 1939 г. товарооборот с Третьим рейхом составлял две трети от объёма внешней торговли Болгарии, немецким компаниям принадлежали акции ряда болгарских предприятий.
3 сентября 1939 г. правительство премьер-министра Георгия Кёсеиванова объявило о нейтралитете Болгарии. Поначалу царь и премьер собирались соблюдать его до конца войны. Но при этом они надеялись на бескровные территориальные приобретения, чтобы вернуть территории, потерянные во Второй Балканской войне и Первой мировой войне, а также получить другие земли со значительным болгарским населением в соседних странах.
Болгария была экономически зависима от Германии, при этом 65 % торговли Болгарии в 1939 г. приходилось на Германию, а в военном отношении она была связана поставками вооружений. Болгарские крайние националисты лоббировали возвращение к расширенным границам Сан-Стефанского договора 1878 г.
7 сентября 1940 г. с Румынией был заключён Крайевский договор, по которому Болгарии возвращалась Южная Добруджа. Сделали сие румыны по непосредственному указанию Гитлера.
21 ноября 1940 г. вышел закон о гражданстве, который передал болгарское гражданство жителям присоединенной территории, в том числе примерно 500 евреям, а также цыганам, грекам, туркам и румынам.
После провала итальянского